Европа начинает опасаться сирийских террористов

Война в Сирии приближается к своей кульминации. По мере того, как все больше людей со всего мира берут в руки оружие, чтобы помочь в свержении Башара Асада, европейские страны усиливают меры безопасности, чтобы подготовиться к возвращению вчерашних бойцов домой.

Судя по последним событиям, развязка сирийского конфликта приближается. Об этом говорит как решение Лиги Арабских Государств (ЛАГ) предоставить членство сирийской оппозиции, так и восстановление дипломатических отношений между Турцией и Израилем, которое произошло, что называется, "в нужном месте и в нужное время". Но еще больше об этом говорит письмо Башара Асада лидерам стран БРИКС, два дня заседавших в Южно-Африканском городе Дурбане.

В своем послании президент Сирии просит лидеров крупнейших развивающихся стран "приложить все усилия, чтобы прекратить страдания сирийского народа из-за несправедливых и незаконных экономических санкций, которые напрямую влияет на мирных жителей". Лидеры БРИКС, в свою очередь, выразили обеспокоенность усугублением ситуации и выразили свою приверженность мирному урегулированию конфликта согласно Женевскому коммюнике от 1 июля 2012 года. Как писали Ильф и Петров, "слушали – постановили".

Конечно, лидеры БРИКС в сирийский конфликт вмешиваться не станут. Осудят, заблокируют резолюцию в Совбезе ООН, выразят протест – но не более того. Принципиальное решение по Сирии уже принято не в Москве и не в Дурбане, а в столице Катара — Дохе, где руководство ЛАГ решило отдать место Сирии представителям оппозиции и, в нарушение собственного устава, разрешить своим членам оказывать повстанцам военную помощь. Поскольку это решение вполне укладывается в логику действий США и стран НАТО, оно едва ли было бы целесообразно для крупнейших развивающихся стран мира.

А вот о том, что будет после того, как режим Асада падет, а Сирия, вслед за Ираком и Ливией, обретет долгожданную свободу, многие задумываются уже сейчас. Например, в Великобритании, которая недавно согласовала поставку в Сирию нелетальных вооружений. МВД Соединенного Королевства всерьез задумалось о том, чем будут заниматься оппозиционеры с британским гражданством, когда вернутся из Сирии домой. Есть все основания полагать, что терроризмом.

На стороне оппозиции сражается несколько сотен лиц, имеющих европейское гражданство: около сотни подданных Великобритании, столько же французов, около пятидесяти жителей Голландии, а также граждане других иностранных государств, причем, вербовка продолжается. Европейцы летят до Стамбула, после чего едут до границы с Сирией. Большинство из них входит в джихадистскую группировку "Форт Аль-Нусра", которая поддерживает тесные связи с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой". Британские службы имеют все основания полагать, что по возвращении вчерашние джихадисты могут использовать приобретенные навыки по осуществлению терактов (а их в Сирии за 2012 год было проведено не меньше 600) непосредственно в Европе. Особую опасность, с точки зрения правоохранителей, представляют теракты с использованием нервно-паралитических газов и биологических вирусов. Тревогу проявляют правоохранительные органы Франции, а также Голландии – недавно уровень террористической угрозы был повышен там до "значительного". Однако количество сражаться за джихад от этого не уменьшается.

Одной рукой вооружая сирийскую оппозицию, в которой все большую роль начинают играть радикальные исламисты, другой власти европейских стран пытаются обезопаситься от последствий своих же действий. Однако этому сильно препятствует сверхмягкое европейское законодательство. Так, например, власти Иордании с 1999 года не могут добиться от Лондона экстрадиции бывшего соратника Бен Ладена – проповедника Абу Катады. Сегодня суд в очередной раз отказался выдавать его Иордании, поскольку адвокату удалось доказать, что, если Катада окажется в Иордании, то не сможет рассчитывать на справедливое судебное разбирательство. Более того, несмотря на то, что Абу Катада проник в Великобританию по поддельному паспорту, он был отпущен под залог, а Минюст выделил ему 825 тысяч долларов на оплату защитников. В начале марта Катада был вновь арестован за нарушение условий освобождения – он распространял через Интернет материалы экстремистского содержания. Такая вот борьба с терроризмом.

Законы о защите прав человека и о запрете на его дискриминацию по половой принадлежности, сексуальной ориентации или религиозным взглядам стала ответом на тоталитарные репрессии первой половины ХХ века. Тогда множество людей потеряли жизни за свои "неправильные" убеждения. Однако с тех пор ситуация сильно изменилась: вряд ли можно говорить о дискриминации тех, из-за кого гибнут ни в чем не повинные люди. И вопрос о том, можно ли назвать их убеждения правильными – сугубо риторический.