Десант на Барнео. Уникальный рейс военных летчиков

Десант на Барнео. Уникальный рейс военных летчиков
На ледовой станции Барнео началось сооружение взлетно-посадочной полосы. Накануне на льдину доставлено оборудование и полярники. В этом десантировании - 8 человек, большинство - профессиональные спасатели.

Сегодня на ледовой станции Барнео, что в 50 километрах от Северного полюса, началось сооружение взлетно-посадочной полосы. Накануне на льдину доставлено оборудование и полярники. Ил-76 прогревает двигатели, через несколько минут взлет. Полярники и груз уже на борту. Сегодня будем сбрасывать трактора, а в Мурманске еще остаются бочки с топливом, их доставят на полюс следующим рейсом.

Заправлены в планшеты арктические карты. Диспетчер аэродрома дает добро, и груженый под завязку самолет берет курс на полюс. Крейсерскую высоту — 10,5 километров — набираем уже над Баренцевым морем и сразу инструктаж для парашютистов: "Команда "Пошел" и пошли все, они быстрее убегут, вы постепенно подойдете и отделитесь".

В этом десантировании — 8 человек, большинство — профессиональные спасатели. Для них выброска и развертывание лагеря на полюсе — это учения. "Идет много воздушных судов по международным трассам, в том числе, и через Северный полюс. Наша задача, спасательной службы — обеспечение полетов этих воздушных судов", — говорит руководитель Мурманской региональной поисково-спасательной базы Владимир Машкоркин. 

В тандеме с профессионалами готовятся прыгать два тракториста-романтика. Задача у них стратегическая — сразу после приземления расчехлить машины и запустить еще теплые двигатели. Тракторист Георгий Самостян рассказал: "Взлетную полосу будем делать, и содержать ее в рабочем состоянии". Но сначала надо прыгнуть. Тракторист Алексей Комиссаров по совету бывалых приматывает галоши скотчем к валенкам — на полюсе запасных не купишь.

В десантировании ведущий тракториста — опытный парашютист Александр Запольнов, за плечами 12 тысяч прыжков, правда, на полюс пока не было. Парашютист-инструктор Александр Запольнов поясняет: "У тебя пристегнутый человек, он ничего не понимает в прыжках вообще и полностью все зависит от тебя, он тебе доверяет, и ты отвечаешь не только за себя, но и за него".

Место сброса ранее прибывшие полярники обозначают дымом. Сначала, с высоты 600 метров, за борт отправляется груз. Маневр уникальный — пилот слегка задирает нос самолета, внутри это даже не ощущается, и платформы уходят под собственным весом.
Самолет поднимается на два с половиной километра и рампу покидают парашютисты.

Температура за бортом минус 37, до приземления — семь с половиной минут, под конец очень холодно. За прыжком с пристрастием наблюдают военные, оценка — хорошо, почти без нареканий. Десантироваться на полюс сегодня может практически каждый. А вот доставить полярников — гражданским самолетам не под силу. "У них нет достаточного оборудования для этого, поэтому выполняет эту работу только военная авиация и экипаж Гребенщикова", - говорит инструктор-парашютист Николай Васильевич Власенко. На подлете к Мурманску самолет догоняет хорошая новость — полярники запустили двигатели тракторов и готовы строить взлетно-посадочную полосу. А значит, рейс удался на все сто.