Тема:

Кипрский налог 10 лет назад

Кипрский фокус может повторить Латвия. Реплика Александра Привалова

Первый вице-премьер Игорь Шувалов огласил нынешнюю позицию правительства России по кипрскому банковскому кризису. Для начала он подчеркнул, что Россия показанного на Кипре фокуса по-прежнему не одобряет. Шувалов напомнил, что в кризисные дни правительство делало все, чтобы люди не потеряли вклады.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов огласил нынешнюю позицию правительства России по кипрскому банковскому кризису. Для начала он подчеркнул, что Россия показанного на Кипре фокуса по-прежнему не одобряет. Шувалов напомнил, что в кризисные дни правительство РФ принимало все меры, чтобы граждане не потеряли вклады.

На Кипре поступили наоборот. "Это совершенно другое отношение к вкладчикам. Почему-то есть какое-то оправдание, чтобы эти деньги экспроприировать, конфисковать", — констатировал российский первый вице-премьер.

После этой констатации Шувалов сказал именно то, что большинство наших сограждан и хотело услышать: дело это не наше, и лезть мы в него не будем. "Если кто-то попадется и потеряет деньги в этих двух крупнейших банках Кипра, очень жаль, но предпринимать российское правительство в этой ситуации ничего не будет. Если будут серьезные потери у кого-то, у компаний с госучастием, если будет какая-то конкретная ситуация, мы готовы будем ее рассмотреть публично, прозрачно здесь в России, но для этого совсем не обязательно помогать Республике Кипр", — подчеркнул Шувалов.

А в Республике Кипр тем временем чуточку улеглась пыль, и стали не совсем, но более ясны масштабы бедствия. Физической паники в банковском ритейле (толп разгневанных вкладчиков, штурмующих офисы банков) на острове, к счастью, не наблюдается. Прежде всего, это благодаря распространению безналичных расчетов. Введен чрезвычайный контроль над движением капитала; лимитировано снятие наличных со счета и вывоз их за границу. Также ограничены крупные безналичные транзакции.

Ну и, конечно, заморожены счета свыше 100 тысяч евро в банках Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank. В первом из них клиенты потеряют то ли 40, то ли 60% своих денег, во втором – до 80%. При этом в первом сумма замороженных вкладов – 8 миллиардов евро, во втором – три с копейками.

Это значит, что в результате громового, всесветного скандала у клиентов кипрских банков будет отобрано семь с небольшим миллиардов. Многие сомневаются, стоила ли игра свеч. Семь миллиардов – сумма, конечно, заметная, но для "евротройки" она не выглядит неподъемной. Не проще ли было бы без лишнего шума дать эти деньги самим, чем так демонстративно подрывать доверие ко всей европейской банковской системе?

На взгляд евродеятелей – нет, не проще. То, что они сделали, во-первых, дает правительству Меркель шанс остаться у власти после предстоящих осенью выборов. Немецкому избирателю в красках показали, что он платит не за все, что другим парням приходится и еще туже.

Во-вторых, преподан урок другим "проблемным" странам еврозоны: не будете затягивать пояса так, как вам велят, сделаем с вами то же, что и с Кипром. А в-третьих (и внешнее противоречие с только что названным мною "во-вторых" тут никого не смущает), евробюрократы предпочитают не замечать, что на Кипре создан прецедент, что этого джинна обратно в бутылку не загонишь.

Министр финансов Германии Шойбле говорит так: "Кипр был совершенно особым случаем, и мы нашли правильное решение именно для этого случая". Не знаю, верит ли в это сам господин Шойбле, но со стороны верится плохо. Вновь процитирую Шувалова: "Это ситуация новая. Нас заверяют, что она не будет дальше простираться на другие страны еврозоны. Но знаете, один раз попробовать, понравится, потом уже не остановиться".

А комментаторы, не связанные дипломатическим этикетом, так и вообще, не обращая внимания на всякие успокоительные речи, увлеченно ищут ответа на вопрос: кто следующий?

И все больше экспертов говорят о том, что следующей может стать Латвия. Ответ не очень ожидаемый, но ведь и на Кипр кризис обрушился неожиданно – остров даже не входил в кризисный список стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Да, Латвия пока не член еврозоны, но подала заявку на вступление туда и может присоединиться к валютному союзу уже в 2014 году. Так вот, между экономиками Латвии и Кипра слишком много параллелей.

Латвия тоже давно сделала ставку на офшорный банкинг и обслуживание счетов иностранных клиентов. Из 17 миллиардов евро, лежащих на счетах тамошних банков, ровно половина, 8,5 миллиарда, принадлежат иностранцам, 90% из которых – граждане России и СНГ.

И вот на фоне ожидаемой утечки иностранного и прежде всего российского капитала из Кипра власти еврозоны уже всерьез озабочены возможной миграцией денег в Латвию и дестабилизацией местной банковской системы. Латвийское издание Mixnews цитирует неназванного спикера одного из центробанков стран еврозоны: "Мы ясно заявили нашим латвийским друзьям: если вы хотите войти в еврозону, вы не должны пускать к себе русские деньги, покидающие Кипр".

В еврозону Латвия явно хочет. Русские деньги пускать к себе ни за что не перестанет (офшорный банкинг одна из немногих реально работающих там отраслей). Выводы каждый будет делать сам.

Удачи вам.