20 часов в воздухе: стратегические бомбардировщики провели масштабные учения

20 часов в воздухе — стратегические бомбардировщики с авиабазы “Энгельс∎ под Саратовом провели масштабные учения по стратегическому сдерживанию. Тяжелые ракетоносцы в полном боевом оснащении без посадок пролетели вдоль всей северной границы наших территориальных вод.

20 часов в воздухе — стратегические бомбардировщики с авиабазы “Энгельс” под Саратовом провели масштабные учения по стратегическому сдерживанию. Тяжелые ракетоносцы в полном боевом оснащении без посадок пролетели вдоль всей северной границы наших территориальных вод.

Это тот случай, когда рассвет и закат можно встретить несколько раз за сутки. "Русские медведи" рассекают сумерки винтами, чтобы уже утром оказаться над Камчаткой. Масштабные учения дальней авиации — по маршрутам ядерного сдерживания. И флагман — Ту-160, который называют "белым лебедем". За грациозность и маневренность.

Аппетит у "Белого лебедя" совсем не птичий. Зверский. 160 тонн авиационного топлива вмещают резервуары ракетоносца. Это примерно 16-17 бензовозов. Но даже их не хватит, чтобы облететь страну и вернуться на базу "Энгельс". Поэтому один из главных и сложнейших элементов учений — дозаправка в воздухе.

Расстояние до самолета-заправщика — 20 метров. Скорость под 600 километров в час. "Длина шланга 20 метров, представляете. Это все на высоте, ювелирная работа, надо подойти, попасть в корпус, метр в диаметре", — рассказывает командир стратегического ракетоносца Ту-95МС Вячеслав Косулин.

Гвардии майор Тверитин ставит личный рекорд. Принимает в небе 47 тонн топлива. И поражает условную цель на полигоне Кура. Теперь на фюзеляже появится еще одна "звездочка". А чека от крылатой ракеты станет талисманом.

"Пуск ракеты — это основная мечта летчика боевого, мы все к этому стремимся", — говорит командир стратегического ракетоносца Ту-160 Игорь Тверитин.

Что русскому "Белый лебедь" — то натовцу "Черный Джек". За учениями дальней авиации пристально следят соседи. Едва ракетоносец, взявший курс уже на Северную Атлантику, оказывается в нейтральных водах, на хвост садятся норвежские F-16. Но российских пилотов это не беспокоит.

"Отношения дружеские, помахали рукой, все понимают — летчики. Они свою работу делают, мы свою", — говорит командир стратегического ракетоносца Ту-95МС Вячеслав Косулин.

Даже в самом продолжительном полете — а сегодняшний абсолютный рекорд, это 24 часа и 24 минуты — экипаж все время находится на своих рабочих местах. Чтобы встать и размять ноги, есть буквально несколько минут. Зато можно разогреть консервы.

"Вода в термосе, который можно также подогреть, ну и пищу разогреваем в этом миниатюрном духовом шкафу", — рассказывает командир стратегического ракетоносца Ту-160 Александр Быхалов.

На этом удобства заканчиваются — за бронированной перегородкой 12 крылатых ракет. При максимальной взлетной массе 275 тонн, "Лебедь" все равно летит в два раза быстрее звука, и на высоте 16 километров — это уже стратосфера. Машина, которую начали разрабатывать еще в пятидесятые, а в девяностые смогли сохранить от в буквальном смысле распила на Украине, и сегодня по своим характеристикам эталон.

"Дальше будет еще более глубокая модернизация. Он будет летать и 30, и 40 лет, мы еще не выбрали весь боевой потенциал", — говорит командующий дальней авиацией ВВС России Анатолий Жихарев.

Десять лет назад налет офицеров не превышал десяти часов в год. Сегодня все наоборот. “Все летчики постоянно в небе, все оттренированы, никаких перерывов в летной подготовке ни у кого нет”, — говорит командир энгельсской гвардейской краснознамённой авиабазы Владимир Попов.

С задания их встречает лично командующий. По традиции, на подносе жареный поросенок. Но прежде — разбор полетов.