Тема:

Акт Магнитского 2 года назад

РФ-США: обмен списками как продолжение холодной войны

Конгресс США возбужден из-за Магнитского и голосует за некие списки, нагромождая политический абсурд, не имеющий ничего общего с моралью. Никакого практического результата принятие "списка Магнитского" Соединенным Штатам не принесет – это лишь производство химически чистой враждебности.

Бунт в тюрьме Гуантанамо. Со стрельбой и насилием. Получить точную информацию оттуда невозможно. Пытки там легализованы, а права человека на эту территорию не распространяются. Обама клялся тюрьму закрыть. Не закрыл — мол, Конгресс против.

США молчат. Зато Конгресс возбужден из-за Магнитского и голосует за некие списки, нагромождая политический абсурд, не имеющий ничего общего с моралью.

Никакого практического результата принятие "списка Магнитского" Соединенным Штатам не принесет — это лишь производство химически чистой враждебности. Смешно и то, что у списка есть секретная часть, которая секретна даже для конгрессменов и сенаторов, голосовавших за закон. То есть они проголосовали за то, что полный список им и самим знать нельзя.

Опубликованный документ, над которым два с половиной года усердно работали в Палате представителей, в Сенате, в Белом доме легко уместился на стандартный бумажный лист формата А4. В первом варианте списка от 2010 года — 60 фамилий. Потом было 240, 280. В итоге финансовые и визовые санкции коснулись 18 россиян.

Ни один из фигурантов широкой общественности, как в России, так и в США, не известен.

"Список вызвал бурю, правда, в чайнике. Нелепый каприз. Сокращение количества фамилий означает, что в головах у политиков неразбериха, весеннее обострение. Списком надавили не на Россию, а на Обаму. Он пошел на поводу, чтобы доказать, что способен принимать решения. Конечно, нужно расследовать дело Магнитского, но "акт Магнитского" совсем не об этом", — уверен политолог, режиссер-документалист Денни Шектор.

Фамилии — в алфавитном порядке на странице Комитета по контролю за иностранными активами казначейства США. Трудности перевода очевидны. Первый в списке — Богатиров Леча, он же Богатырев. Речь — об экс-полицейском, якобы причастном к убийству бывшего телохранителя Рамзана Кадырова.

Судья Тверского суда Криворучко — он рассматривал дело Магнитского — судя по списку, то ли Алексей, то ли Алекс. Отчество в документе только одно — начальника СИЗО "Матросская тишина" Прокопенко Ивана Павловича. В "Матросской тишине" Магнитский умер в ноябре 2009 года при невыясненных обстоятельствах.

"Если мы хотим доказать, что снова в состоянии холодной войны, "акт Магнитского" и российская реакция — "закон Димы Яковлева" — для этого лучшие примеры. Список неблагоразумный. Он нужен лишь небольшой группе конгрессменов. Почему закон глупый? Легко принять плохой закон и почти невозможно его отменить. Не было расследования в США, нарушена презумпция невиновности. Сейчас кто-нибудь легко может сказать: Иван нарушает права человека. И ему ответят: хорошо, давайте поместим Ивана в закрытую часть списка. То есть американцы смогут заносить в свой список людей, которые им просто не нравятся", — отметил член Совета по внешней политике, профессор Принстонского университета Стивен Коэн.

Судьи, бывшие и действующие сотрудники МВД, прокуратуры, Следственного комитета, налоговой инспекции — те, чьи имена американские чиновники связали с делом юриста Hermitage Capital, также Казбек Дукузов, обвиненный в убийстве журналиста Пола Хлебникова.

Существует еще один список — закрытый — в интересах национальной безопасности. Засекреченных фигурантов ограничили только в посещении США. Счета в банках, если такие есть, замораживать закон не позволяет. Изменения в закрытый перечень можно вносить когда угодно по представлению Госдепартамента. Опубликованный список пересматривается раз в год.

"Список Магнитского", инициативы по продвижению демократии в России — ягоды одного поля. Некоторые конгрессмены не хотят нормализации отношений с Россией, окончания холодной войны. Убрав поправку Джексона-Веника, меняют ее на "список Магнитского". На карте — один вопрос: как подчинить Россию, повлиять на нее в геополитическом ключе? Вот и все продвижение демократии", — полагает советник Госдепартамента США в администрации Рейгана Энтони Сильвия.

Американские идеологи и российские почитатели дискриминационного списка разочарованы. Совсем недавно вместе они праздновали в Конгрессе успешное голосование по "акту Магнитского", широко улыбались и позировали в стенах Капитолия. Итоговый документ один из авторов закона — сенатор Джеймс Макговерн — называет "робким". 18 негромких фамилий — совсем не тот масштаб, на который он рассчитывал.

"Акт Магнитского" должен стать глобальным. Он глобален по своей природе. Но администрация Обамы против глобализации. Все мы, включая США, должны соблюдать права человека. Мы несовершенны. Мы должны становиться лучше", — сказал Макговерн.

Главный американский русофоб — сенатор Джон Маккейн — варианты списка обсуждал в своем кабинете даже с лицедеями из маргинальной арт-группы "Война". Он считает, что публикация купированного документа нанесла ущерб. А Бенджамин Кардин — сенатор с русскими корнями, основной лоббист "акта Магнитского" — все еще надеется включить в перечень фамилии высокопоставленных чиновников из России.

"Акт Магнитского" преследует две цели: если страна, против которой он направлен, исправит нарушения, не будет необходимости в дальнейших действиях, если выводов не последует, мы и дальше будем замораживать счета и отказывать в посещении США", — подчеркнул Кардин.

Фамилии фигурантов "списка Магнитского" — уже в электронных базах финансовых институтов США и иммиграционной службы. Формально каждый из перечня может опротестовать действующие ограничения в американском суде. Но процесс, вероятно, затянется на годы.

"Если вы идете в фарватере Америки, то неважно, диктаторский у вас режим, нарушаете ли вы права человека — мы не против. Примеры — Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет. Но если у вас независимые взгляды, вас будут демонизировать. И неважно, например, что Путин требует соблюдать международное право в Сирии. Это раздражает, потому что расходится со взглядами США. Меня беспокоит эта пропаганда. США спустили с поводка опасную идеологию — неоконсерватизм. Мы на пике истории, мы — исключительная нация. Ничто не берется в расчет — ни Конституция, ни мораль. Правительство может заключать своих граждан под стражу без суда, пытать их. Если бы при Рейгане было такое, ему бы объявили импичмент. Но сейчас ничего не происходит. В нашей стране фантастические изменения в стиле гестапо", — уверен Пол Крейг Робертс, в 1981-1982 годах — экономический советник в администрации Рейгана, бывший член редколлегии The Wall Street Journal.

Российский МИД отвечает США мгновенно. Пока симметрично. В "списке Гуантанамо" — 18 фамилий. Порядок — не алфавитный. Фигуранты структурированы по должностям и причастности к правонарушениям. Сначала — те, кто легализовал и применял пытки в знаменитой американской тюрьме на Кубе: бывший руководитель аппарата вице-президента, чиновник Министерства юстиции и два бывших командующих Гуантанамо. Ниже — судьи, прокуроры и агенты спецслужб. Москва считает их причастными к нарушениям прав и свобод российских граждан. Здесь — те, кто заманил в ловушку, выкрал в Таиланде и осудил Виктора Бута, а также преследовал летчика Константина Ярошенко. Оба россиянина отбывают длительные сроки в американских тюрьмах.

Более детализированная реакция России на абсурд "списка Магнитского" прозвучала из уст пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова.

"Это — удар по двусторонним российско-американским отношениям. В то время как вся мировая обстановка, в то время как обилие потенциально новых конфликтов диктует необходимость сближения России и Америки, потому что это те две страны, которые несут ответственность за глобальную стабильность и безопасность, происходит действие, которое не просто бросает тень, а наносит урон двусторонним отношениям и является прямым вмешательством во внутренние дела России. Дело Магнитского не должно обсуждаться где-то за пределами России. Это недопустимо для нас. И мы никогда с этим не согласимся", — заявил Песков.