Тема:

Дела Навального 1 месяц назад

Навальный считает, что съездил в Киров не зря


фото ИТАР-ТАСС

Вчера в Кирове состоялось первое заседание суда над Алексеем Навальным по делу "Кировлеса". Суд постановил дать защите ещё неделю на ознакомление с делом. А по пути в Москву, Навальный обнаружил, что на него заведено новое дело. По его мнению, реакция СК лишь подтверждает правильность его действий.

Сложно сказать, когда в последний раз город Киров, известный также под своим дореволюционным названием Вятка, сталкивался с подобным нашествием российских и иностранных журналистов. Причиной стало первое заседание Октябрьского суда над оппозиционным лидером Алексеем Навальным по делу "Кировлеса", которое состоялось 17 апреля. И хотя итог заседания для многих стал неожиданностью, ажиотаж вокруг этого дела свидетельствует о том, что, несмотря на спад протестной активности, что интерес к Навальному по-прежнему высок.

Раннее утро, по Спасской улице идут первые пешеходы. На их глазах происходит необычное для Кирова зрелище: на Театральной площади устанавливается сцена с громкоговорителями, разворачиваются плакаты. В восемь утра начинается два митинга: за и против Навального. Из динамиков, установленных перед Кукольным театром несётся "Дело против Навального – дело против нас", с другой стороны площади скандируют "Вор должен сидеть в тюрьме". В двухстах метрах от площади расположен Октябрьский суд. Накануне появилась информация, что в суд пустят только 60 журналистов, поэтому, некоторые начали занимать места ещё накануне вечером. К восьми утра количество людей на крыльце уверенно приближается к сотне. Утреннее небо угрюмо и пасмурно, многие ежатся от холода.

В импровизированном списке на вход около 60 изданий, очередь растянулась на всю лестницу. С другой стороны к двери пытается протиснуться Борис Немцов. "У нас тут очередь", — с улыбкой говорят ему сжатые в плотную массу журналисты. "Я вам не помешаю", — с улыбкой отвечает Немцов, обводя толпу глазами.

Площадь взрывается одобрительными возгласами – приехал виновник митинга, почему-то с перебинтованными пальцами. В короткой речи под прицелами камер Навальный поблагодарил всех за приезд и пообещал доказать свою невиновность. "Один за всех!", — кричит он в микрофон. "И все за одного", — отзывается пёстрая толпа. "Один за всех!!!, — его голос поднимается так, так что на секунду чувствуешь себя на Болотной конца 2011 года. "И все за одного", — отвечает две сотни митингующих, и иллюзия рассеивается. В окружении щёлкающих затворов он идёт к зданию суда и с трудом протискивается через толпу журналистов. "Меня провели по знакомству", — шутит он в своём твиттере. "Лёша, возьми меня с собой", — полушутя просит у него Борис Немцов. Навальный просит приставов, но те непреклонны – видимо, дан приказ не пускать, невзирая на лица.

"Безобразие, — возмущается Немцов, — только вчера разговаривал с губернатором, и он обещал, что пустят. Ну и что, пустили?", — он риторически обращается к толпе кряхтящих от напряжения журналистов. Те не отвечают – только что было приказано пустить последние пять человек. Когда зал уже наполнен, к зданию суда приезжает депутат "Справедливой России" Дмитрий Гудков. "Депутат Государственной Думы", — говорит он приставам, и двери перед ним раскрываются. "Я помощник депутата", — пытается пройти за ним Немцов, но приставы его не пускают. Наконец, из-за двери протягивается рука, и бывший вице-премьер проходит в здание суда. "Благодаря Навальному в суд попал, — хвастается он потом в телефонном интервью, — Не пойду, говорит, в зал, пока вы Немцова не пропустите".

Оставшиеся на крыльце журналисты некоторое время делают слабые попытки прорваться, но всё тщетно. Отчаявшись попасть в зал, они разошлись по окрестным кафе, но ненадолго – через сорок минут на крыльце снова появляется Навальный. Он заявил, что по просьбе защиты суд перенёс заседание на 24 апреля и извинился перед журналистами за то, что им пришлось ехать из Москвы на заседание, которое длилось всего полчаса. "Видимо, этот процесс именно так будет построен, что мы все будем сюда приезжать, потом уезжать, и всё это будет тянуться достаточно длительное время. Наверно, одна из задач власти будет снизить общественный интерес к этому процессу, сделать так, чтобы он всем надоел".

Не все журналисты разделили его оптимизм – ещё по пути в импровизированный штаб в соседнем квартале многие признались, что не приедут на следующее заседание 24 апреля. "А если опять перенесут, тогда что, ещё через неделю приезжать?", — говорит один из них, — "Нет, я лучше дождусь, когда начнётся настоящий суд, и тогда уже на несколько дней приеду". Тем временем Навальный, наступивший в очередную лужу с жидкой грязью, просит журналистов зафиксировать плачевное состояние кировских дорог "специально для нашего друга Никиты Белых". Губернатор Кировской области является одним из свидетелей обвинения и должен быть допрошен судом в ходе одного из заседаний.

Состоянием дорог, а также степенью их загрязнённости удивлены не только журналисты, но и сами жители Кирова, которые высказали надежду на то, что процесс привлечёт внимание к инфраструктурным проблемам города. Сам Никита Белых прокомментировал ситуацию лишь коротким постом в "Живом Журнале": "К сожалению, ранняя весна не самое лучшее время для большинства российских городов. Мало где удаётся избежать грязи, проблем с дорожным покрытием после зимы и так далее, — пишет губернатор, — Над всеми этими проблемами мы с муниципалитетом работаем, и работаем вне зависимости от судебных процессов". При этом большинство кировчан не в обиде на своего губернатора: "Этот хоть что-то делает, а те, кто были до него, не делали и этого, просто деньги воровали, и всё".

Дойдя до офиса, в котором расположился "Штаб Навального", оппозиционер сказал журналистам, что доволен удовлетворением своего ходатайства, а остаток дня намерен провести в здании суда, чтобы получше ознакомиться со своим делом: "Ключевые моменты – это экспертиза, удовлетворение нашего ходатайства по экспертизе – те ли свидетели и так далее". При этом он отметил, что благоприятное решение суда было связано с ажиотажем вокруг дела. "Они вас просто всех испугались, и перенесли, — с улыбкой сказал Навальный, — По крайней мере, это одна из важных причин". Перед тем, как снова отправиться в суд, он порекомендовал журналистам посвятить остаток дня осмотру достопримечательностей Кирова.

Пока одни смотрели на церкви и исторические здания, другие заинтересовались деятельностью активистов, которые отправились в агитационную прогулку с раздачей листовок в поддержку Навального. Наибольший интерес листовки вызвали у студенток журфака Кировского университета. "Так странно, девочки сами подходят. Берут, читают, интересуются, — удивляется одна из активисток, — А мальчики, наоборот, мимо проходят. Даже если возьмут листовку, сразу её выкидывают, и о политике разговаривать не хотят".

В два часа дня в "штабе" прошла пресс-конференция адвоката Ольги Михайловой, которая ведёт дело Навального. По её словам, отсрочка вызвана "эксклюзивным случаем", когда защите предоставляется столь короткое время для ознакомления со столь объёмным делом. При этом она отмечает, что для благоприятного исхода может хватить и недели. "Двадцать третьего апреля будет судебное заседание в Кировском областном по вопросу о незаконном и необоснованном ограничении в ознакомлении с материалами уголовного дела, — заявила Михайлова, — Задержка была необходима нам для того, чтобы дать возможность Кировскому областному суду вынести это решение. В случае, если суд разделит наши доводы, тогда Ленинский районный суд вообще не сможет рассматривать это дело, так как оно будет возвращено в прокуратуру". Михайлова отметила, что в деле "Кировлеса" вообще не проводилось никаких экспертиз, а обвинение основано исключительно на мнении следователя, которое ничем не подтверждено.

После пресс-конференции гости вновь рассыпались по городу в поиске интересных мест, заодно пытаясь выведать у жителей Кирова, что они думают о резонансном процессе, проходящем в их городе. Администратор четырёхэтажного антикафе в двух кварталах от здания суда, интерьеру которого позавидовали бы жители обеих столиц, неожиданно сам начал разговор, узнав в посетителях журналистов. "А что Навальный, слышал я про него — говорит он, загружая посудомоечную машину, — Человек украл много денег, а теперь оправдываться пытается". Впрочем, на вопрос об источнике информации он отвечает уклончиво: "Из СМИ, да и люди говорят".

К шести часам вечера в "Штаб" в поисках попутчиков начинают возвращаться активисты и журналисты. Грань между журналистами и активистами практически здесь незаметна: по меткому выражению одного из присутствующих, "одни работают за бабки, а другие за фолловеров". Слово за слово завязывается нешуточная дискуссия о будущем оппозиционного движения "Вот почему Навальный решил заявить, что хочет стать президентом, только в марте 2013?!, — возмущается один из дискусантов, — Где он был декабре 2011, когда за ним были готовы пойти сотни тысяч?" "Они были готовы пойти не за Навальным, а за самой идеей перемен, — возражает ему другой, — Когда протест концентрируется вокруг какой-то одной фигуры, её легче дискредитировать". "Как и все мы, он учится на своих ошибках, — объясняет третий, — Но нам в любом случае нужен человек, которого мы сможем выдвинуть на пост президента, иначе, никакая борьба за власть невозможна в принципе".

Впрочем, она невозможна уже сейчас: даже если приговор Алексею Навальному будет условным, он в любом случае не сможет претендовать на высокие должности, а, возможно, и потеряет возможность вести активную общественную деятельность. На данный момент, помимо деятельности в ЖЖ и твиттере, Навальный инициировал несколько интернет-проектов, которые имеют прямое или косвенное отношение к политике. Самый известный из них, РосПил занимается выявлением коррупционной составляющей на интернет-торгах, которые обязаны устраивать государственные компании. Ещё два, РосЯма и РосЖКХ посвящены инфраструктурным проблемам и призваны облегчить подачу заявлений в государственные органы. Сайт РосВыборы посвящён наблюдательной деятельности в избирательных комиссиях, а ДМП ("Добрая машина правды") — пропагандистский сайт, занимающийся распространением разоблачительной информации о высокопоставленных чиновниках в форме агитационных наклеек и листовок. Соратник Навального Георгий Албуров уверяет, что проекты Навального продолжат работать вне зависимости от его дальнейшей судьбы.

Впрочем, политическое будущее оппозиционера куда более туманно. Крупных митингов, по всей видимости, не предвидится до следующего электорального цикла. Партия "Народный Альянс", которая создаётся при поддержке Навального, но без него, вряд ли сможет объединить людей с разнородными интересами, составивших базу зимних протестов. Могли ли они объединиться вокруг одной фигуры – вопрос спорный, но сейчас очевидно, что момент упущен – былого энтузиазма нет, зато есть несколько уголовных дел в разной стадии расследования.

На подъезде к Москве Алексей Навальный обнаружил, что против него было возбуждено ещё одно уголовное дело: по версии следствия, он вместе с братом навязал посреднических услуг, в которых не было никакой необходимости, на 3,8 миллионов рублей. Сам Навальный новое дело прокомментировал с юмором. "Ещё одно возбуждённое дело показывает, что мы делаем всё правильно, потому что они реагируют именно таким образом — рассказал Навальный журналистам, стоя на перроне Ярославского вокзала, — С юридической точки зрения это как раз показывает, что предыдущее дело, дело Ив Роше разваливается, поэтому они решили перестраховаться, и возбудили ещё одно". Ещё раз поблагодарив всех за поддержку, Навальный отправился знакомиться с материалами нового дела. В который раз.