Дмитрий Рогозин: въезд в Россию по метрикам недопустим

Специальная рабочая группа выработает предложения по организации железнодорожного сообщения между РФ и Таджикистаном. Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал заместитель председателя правительства РФ, председатель Государственной пограничной комиссии Дмитрий Рогозин.

В центре внимания оказался поезд "Душанбе — Москва". На границе России, в Астраханской области, его встречали Дмитрий Рогозин и Геннадий Онищенко и просто ужаснулись увиденным и услышанным. Вопросов много — от элементарной санитарии до транзита наркотиков. И во власти, и в обществе хотя бы на этом примере обсуждается, что же делать дальше. Может быть, ввести визы? Один из ответов прозвучал на встрече президента с главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским. Он предложил Путину ввести въезд граждан среднеазиатских республик в Россию уже сейчас исключительно по загранпаспортам. Почему президент предложил ввести такой порядок с 1 января 2015 года и покончить с практикой, когда въезд в страну на самом деле нужных рабочих происходит под видом туризма и лечения и без уплаты налогов с заработков, в интервью "Вестям в субботу" рассказал заместитель председателя правительства РФ, председатель Государственной пограничной комиссии Дмитрий Рогозин.

- Дмитрий Олегович, вы – председатель Государственной пограничной комиссии. Это подчеркивает важность происходящего. Телевизор запахов не передает. По этому поезду, насколько я понимаю, лучше ходить с респиратором?

- Это было бы неэтично, конечно, тем не менее наши пограничники работают в повязках. Я такой антисанитарии не видел. Не представляю, как можно относится к людям, как к скоту!

- Есть более "гигиеничные" самолеты. Они прилетают из Душанбе и Ташкента, Бухары и Бишкека. Я недавно выяснил, что система бронирования билетов с советских времен не менялась. И если из России в дальнее зарубежье не всегда купишь билет в одну сторону, если у тебя нет вида на жительство в другой стране, то по бывшему Советскому Союзу билет в одну сторону до сих пор возможен. И "гигиеничными" самолетами сюда летят люди, которые едут работать. А так на границе говорят пограничнику: "Я на 90 дней. Полечиться", и он обязан впустить.

- Есть масса последствий Советского Союза. Его давно нет, а такого рода вещи сохраняются. Например, до последнего времени въезд в РФ был по внутренним документам, которые не подлежали никакой идентификации.

- По которым составляется миграционная карта. Ее, в принципе, при современном развитии техники можно на принтере изобразить.

– Элементарно. Можно даже не на цветном. Что касается документов, которые подлежали проверки, например, по отношению к Узбекистану или Таджикистану, — это паспорт моряка. Всего около 18 документов.

- И его обязаны были наши пограничники принять.

- Да. Это метрика — представьте себе советское свидетельство о рождении советское. Там нет фотографии, и — главное — даже не предполагается место, куда поставить штамп о пересечении границы. Такого быть не может. И когда мы говорим о том, что ЕС не хочет идти с нами на консультации по безвизовому пространству, то европейцев в каком-то смысле можно понять. Мы сами не контролируем огромную часть государственной границы, через которую можно переезжать фактически без паспорта, по какому-то документу, который неизвестно, кем он выдан и сколько еще человек получили такого рода документ с такой же самой фамилией.

- Есть одна тонкость. Первый раз к этой проблеме Владимир Путин обратился на переговорах с Януковичем. Он говорил о том, что мы перейдем на загранпаспорта для взаимных поездок, кроме стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана. Понятно, почему это было сказано в контексте российско-украинских переговоров. Но если продолжать среднеазиатскую тему, ясно, что ни Таджикистан, ни Киргизия просто по формальным критериям ни на какое членство в Таможенном союзе претендовать не могут. Вот она, дилемма. Что мы делаем? Вводим загранпаспорта, может быть, визы с ними и ждем, когда они подрастут, и параллельно пытаемся создавать рабочие места там, приближая их к нормам Таможенного союза. Какое государственное видение этой темы?

- Во всем должен быть баланс. Таджикистан — член Организации Договора о коллективной безопасности. Там есть наше военное присутствие, то есть некоторые вещи, которые отягощают разного рода резкие, радикальные решения. Нельзя так себя вести.

- И отталкивать нельзя.

- Конечно, президент расставил все точки над "и". Он сказал, что с 1 января 2015 года. Поэтому нужно готовить Таджикистан и другие страны к тому, чтобы они обзавелись необходимыми документами, или помочь им обзавестись такого рода документами, если они сами не могут. Любопытное наблюдение: я сразу понял, что утечка информации о том, что мы будем в этом поезде, шла отовсюду, хотя я засекретил даже в аппарате правительства сам факт выезда на границу. Многие не знали, куда мы едем. Однако когда мы прошлись по трем вагонам этого поезда, я обратил внимание, что у всех пассажиров были новенькие заграничные паспорта — они как будто знали, что меня интересует именно это. Значит, если надо, могут.

- Все реализуемо. Поезд будете отменять или нет?

- Мы создали специальную рабочую группу, которую возглавляет Министерство транспорта. Она должна выработать предложение по упорядочению маршрута. Такого рода поезда въезжать в РФ не могут хотя бы даже по санитарным требованиям. Возможно, мы будем подгонять наш эшелон с нашей бригадой к границе Казахстана и РФ, где эти люди пройдут необходимый пограничный и таможенный контроль, контроль на предмет наркотиков и других запрещенных к ввозу веществ и тогда пересядут в российский поезд. Естественно, по-другому все будет устроено. Но я пока не хотел бы предварять предложения, над которыми выработает эта рабочая группа. Мы ей дали поручение. Через месяц она доложит о результатах Госпогранкомиссии, и тогда мы уже доложим президенту и примем окончательное решение.

- Во всех смыслах поезд сдвинулся с мертвой точки.

- Это точно.