РАН ждет дипломата и менеджера

В конце мая станет известно имя нового президента Российской академии наук. Ее основатель Петр Великий взял бы и назначил нового начальника, а сейчас - выборы - тайные, нервные и так не похожие на выборы, где соревнуются политики.

В конце мая станет известно имя нового президента Российской академии наук. Ее основатель Петр Великий взял бы и назначил нового начальника, а сейчас — выборы — тайные, нервные и так не похожие на выборы, где соревнуются политики.

Дискуссия с налетом скандальности о том, нужна ли Академия наук или ее следует расформировать за неэффективность, прекратилась — после встречи президента России с президентом РАН.

"Роль, значение Академии наук в развитии экономики, науки, в конечном итоге социальной сферы, в решении проблем, связанных с обороноспособностью страны, огромна. И, конечно, академия должна развиваться в соответствии с требованиями времени", — заявил президент России Владимир Путин.

Какой ей быть? Что должно измениться, что следует сохранить? Окончательные ответы будут через месяц — после выборов нового президента Академии наук.

"Выдвинуты академик Алферов, академик Некипелов, академик Фортов, выдвинут я. Но чтобы баллотироваться, нужно иметь согласие выдвинутого человека. Я такого согласия не давал", — сказал президент Российской академии наук Юрий Осипов.

Юрий Осипов руководил академией четыре срока — с 1991 года. Двадцать лет — всегда поддержка научного сообщества, не всегда государства. Были трудные времена. Наука от военно-космического изобилия холодной войны вдруг провалилась в нищету невостребованности.

"Мы двадцать лет жили в философии выживания, а нам уже давно пора жить в философии развития. Без развития науки у нас не будет новых технологий. Мы очень много потеряли за эти двадцать лет. И дальше мы должны развивать высокие новые технологии, внедрять их в первую очередь в сырьевой сектор. От него мы очень сильно зависим. Там нужно повышать производительность труда, развивать науку и технологию", — заявил академик, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов.

"Сегодня Академия наук, я убежден, сыграет очень большую роль в создании новой страны, нового общества, которое будет ориентироваться не на нефтяные доходы и газовые, а на новые технологии, как это было раньше", — полагает академик РАН, директор Объединенного института высоких температур РАН Владимир Фортов.

Раньше, в 50-х, весь мир выучил русское слово "спутник". Сейчас разноязычные люди гадают: гаджет — это телефон, телевизор со встроенным компьютером или все-таки самокат со спидометром? Но языковая принадлежность технических терминов только кажется забавной.

"Сегодня академическая наука находится на голодном пайке. 75% денежных средств, выделяемых академии из бюджета, идут в фонд заработной платы. Остальные 25% нужно потратить на коммунальные расходы, приобрести современное оборудование и ни в чем себе не отказывать", — считает академик, вице-президент РАН Александр Некипелов.

Все три кандидата на пост президента РАН проблемы академии видят практически одинаково.

"Бюрократия и волокита, какая-то внутренняя заторможенность процессов принятия решений в нашей академии", — отметил Владимир Фортов.

Деньги академикам дает государство, но на что их потратить, академики решают сами. Это принципиально и ни на что не похоже. Власть не управляет напрямую научным сообществом, но она хочет ясно понимать, что там происходит.

"Необходимо, чтобы и власть видела, что в академии ресурсы используются эффективно, что это не заскорузлая, отсталая организация, а динамичная, развивающаяся, соответствующая духу времени структура, что в ней созданы условия для молодежи, для ее продвижения", — уверен Александр Некипелов.

Одна из основных дискуссий — как определить эффективность научной деятельности. Есть даже такой термин — "наукометрические показатели". Показатели и фундаментальная наука не всегда совпадают. В V веке до нашей эры Демокрит не мог предложить практического применения идеи об атомном строении материи, и будь у него патент, дивидендов пришлось бы ждать две с половиной тысячи лет.

"Грядет другой порядок распределения полномочий в мире. Первая группа государств — это те, которые только создают знания. Это будет высшая лига. Второй уровень — это те государства, которые на базе этих знаний создают технологии, которые позволяют выпускать то, что необходимо обществу, населению. И третий уровень — те, кто будет обеспечивать ресурсами. Так где мы хотим играть? В высшем дивизионе?" — задается вопросом академик РАН, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов Евгений Каблов.

Цель академического сообщества — безошибочно определять, куда должна двигаться научная мысль. Здесь конкуренция — не рыночная: или ты делаешь открытие, или его делает другой. Таблицу Менделеева не поставишь на конвейер. Но естественное, казалось бы, стремление к самоизоляции так же опасно, как и инфекция некомпетентности. Академическая элита должна задавать ориентиры всему обществу.

"Заседание президиума должно быть событием. Например, рассматривается какой-то стратегический вопрос. На заседании должны быть представители власти, бизнеса, экономики, министерств, ведомств. То есть решение состоялось. Ученые сказали: должно быть вот так. Мне кажется, в этом должна быть роль академии. Больше экспертной работы, экспертных функций", — подчеркнул ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Новый президент РАН должен быть дипломатом, чтобы выстроить понятные, неконфликтные отношения с руководством страны. Он должен быть менеджером, чтобы управлять большими деньгами и огромным коллективом ученых людей и иметь у них непререкаемый авторитет.

Выборы в академическом сообществе не похожи ни на какие другие. Здесь не будет технологических трюков, публичных дебатов и сторонних групп влияния. Здесь никогда не выбирают сердцем — только умом.