Тема:

Заключение Брейвика 3 месяца назад

Партии Брейвика отказали в регистрации


фото EPA

Норвежский суд отказался регистрировать партию Андерса Брейвика "Фашистская партия Норвегии и Северная лига". Причиной стало недостаточное количество подписей – для регистрации партии их требуется как минимум две, а под документами Брейвика стояла только одна подпись – его собственная.

Андерсу Брейвику, совершившему в июле 2011 года двойной теракт — взрыв в правительственном квартале Осло и массовый расстрел на острове Утойя — жертвами которого стали 77 человек, отказали в регистрации партии. По задумке Брейвика она должна была называться "Фашистская партия Норвегии и Северная лига", а главной задачей должен был стать "демократический захват власти фашистами в Норвегии". Причина отказа в регистрации одиозной партии самая прозаическая: Брейвику не хватило одного голоса. "Для создания ассоциации необходимо наличие двух или более подписей, — заявили в регистрационном ведомстве, — В данном случае есть только подпись Брейвика".

Сам "норвежский стрелок" уже заявил, что будет обжаловать отказ и, в случае необходимости, подаст заявку повторно. Впрочем, сама по себе регистрация партии ещё не означает, что она впоследствии не будет признана террористической и запрещена. В настоящее время Брейвик находится в 24-метровой камере, суд приговорил его к 21 году с возможностью продления срока заключения. Недавно он написал 27-страничное письмо в службу исполнения наказаний Норвегии, назвав условия заключения "садистскими": террориста не устраивает запрет на общение с другими заключёнными, шум в тюрьме, холодная еда, необходимость писать резиновой ручкой, которая провоцирует артрит, а также цензура при передаче писем.

Впрочем, 27 страниц – не много для Брейвика. Накануне теракта он опубликовал 1518-страничный манифест, который озаглавил "2083 – Декларация независимой Европы", в котором обрушился на миграционную политику Норвегии и Евросоюза. По мнения автора, основой европейской политики стал "культурный марксизм": на смену рабочему классу пришли жители стран Третьего мира, наводнившие европейские страны. Брейвик считает, что иммигранты, пользуясь благами западной цивилизации, ведут "тихий джихад", стремясь установить над Европой власть ислама. В качестве примера он приводит Косово, где изначально находившиеся в меньшинстве мусульмане со временем составили большинство. Дата 2083 года также выбрана автором не случайно – в этот год будет отмечаться 400-летие Венской битвы. "11 сентября 2083 года, — пишет Брейвик, — Третья волна джихада будет отброшена, и Европой снова будут править патриоты". К последним автор, не мудрствуя лукаво, причисляет и себя.

Примечательно, что Брейвик по сути не сказал ничего нового – на территории европейских стран, включая Россию, действуют сотни зарегистрированных и незарегистрированных партий, стоящих на сходных идеологических позициях. Приход националистов в парламент стал одним из главных феноменов посткризисной Европы: националистические партии преодолели пятипроцентный барьер в Швеции, Болгарии и Италии, десятипроцентный – в Голландии, Венгрии, Дании и Литве, а в Финляндии вплотную приблизились к 20% (Партия "Истинные финны" занимает в Эдускунте 39 из 200 мест). В Норвегии националисты контролируют почти 23% мест, а в Швейцарии и Сербии – почти треть, при этом, партии с опорой на национальное самосознание ещё более популярны на региональных выборах: например, в Шотландии или в Стране Басков. Пример 80-летней давности показывает, что слова "демократия" и "свобода" хороши лишь до тех пор, пока дела идут хорошо, а в кризисные моменты для консолидации общества необходимы более глубокие ценности: общие предки, язык, религия или культурные ценности. По мере того, как доля коренных европейцев постепенно снижается, поддержка националистических партий растёт – люди начинают видеть в них защиту традиционного европейского уклада от влияния мультикультурализма.

При этом националисты – не единственная сила, выигравшая от изменения глобальной расстановки сил. Всё большую активность начинает проявлять зарегистрированная в 2006 году Пиратская партия, действующая уже в 64 странах мира. Партия ставит своей целью свободный доступ к информации, реформу авторского права, а также ограничение контроля государства над обществом и неприкосновенность частной жизни. Пиратам уже удалось пройти в некоторые региональные парламенты Германии и Испании, а также занять три места на недавних парламентских выборах в исландский Альтинг. В Европарламенте Пиратская партия представлена двумя депутатами от Швеции. В России существует 46 региональных отделений партии, однако, Министерство юстиции отказывает ей в регистрации на основании того, что пиратство является уголовным преступлением на территории РФ.

Как учит история, новые вызовы рождают новые ответы. Партия зелёных, ещё десять лет назад считавшаяся политическим аутсайдером, является заметной политической силой в Германии и контролирует 8% мест в Европарламенте. Этого количества недостаточно для того, чтобы влиять на ход голосования, однако, сейчас партия принимает активное участие в формировании повестки дня, в частности, настаивает на ограничении парниковых выбросов и постепенном переходе на возобновляемые источники энергии. Успехи националистов и пиратов показывают, что политический расклад меняется в зависимости от экономической обстановки, так что, вполне возможно, Европу в скором будущем ждёт появление новых политических партий, о программе которых сейчас можно только догадываться.