Онкобольные через суды отстаивают права на бесплатные лекарства

Право есть, а лекарства нет. Во Владимирской области десятки онкобольных вынуждены через прокуратуру и суды выбивать у больниц препараты, которые им полагаются по закону.

Право есть, а лекарства нет. Во Владимирской области десятки онкобольных вынуждены через прокуратуру и суды выбивать у больниц препараты, которые им полагаются по закону.

Что такое борьба за жизнь, Геннадию Павловичу рассказывать не надо. Дважды пенсионер сражался с раком. Три года назад он перенес первую операцию, но в 2012-м болезнь снова дала о себе знать. Пришлось опять ложиться на стол хирургов. Врачи прописали Геннадию Павловичу дорогостоящий препарат, призванный не дать опухоли проявиться вновь. В больнице его должны были выдать бесплатно, однако в июле прошлого года, когда мужчина пришел за рецептом, он услышал неожиданный ответ. Инвалиду 1 группы в получении лекарства отказали. Геннадий Тимохин говорит: поначалу пытался достучаться до руководства облздрава. Написал письмо уже бывшему главе департамента, тот пообещал, что препарат пенсионеру предоставят в полном объеме с сентября.

"В сентябре обращался, в октябре, сдвинулось на ноябрь. В ноябре выдали один бесплатный рецепт, деньги пришли из департамента. Но получил я эти деньги только спустя 25 дней", — рассказывает Геннадий Павлович.

Декабрь и январь, вот два месяца, в которые Геннадию Тимохину все же удалось получить бесплатное лекарство. В остальное время покупать препарат пенсионеру пришлось на свои деньги. Отчаявшись, пенсионер обратился в прокуратуру.

"Требования по возмещению денежных средств предъявлены к департаменту здравоохранения, поскольку обеспечиваться больные должны именно за счет бюджета области. Требования по обеспечению лекарственными препаратами предъявлен лечебным учреждениям. Требования прокурора признаны обоснованными и удовлетворены", — говорит Лиана Бараташвили, помощник прокурора города Владимир.

Случай Геннадия Тимохина не единичен. Только за 12-й год в регионе рассмотрено 17 таких же обращений от онкобольных. 11 из них в Муроме, там проблема обеспечения инвалидов лекарствами стоит наиболее остро. По два обращения из Коврова и Владимира. По одному — из Собинки и Кольчугина. Сколько еще человек не обратились в правоохранительные органы — неизвестно. Закон чаще всего — на стороне пациента.

"Сложилась определенная практика, и суды соглашаются с нашей позицией. Мы призываем граждан в случае, если они сталкиваются с подобными ситуациями, оперативно обращаться в органы прокуратуры, чтобы мы могли своевременно отстоять их права", — отмечает Анна Сенькова, старший помощник прокурора Владимирской области.

Вот только добиться судебного решения и реально обеспечить больных препаратами, оказывается, не одно и то же. Даже Геннадию Тимохину, чью правоту суд уже признал, за лекарствами пришлось ходить с судебными приставами. В больницах сетуют на недостаточное финансирование. Об этом говорят и в департаменте здравоохранения. И предлагают выход из ситуации.

"Проблема только одна: недостаток средств, выделяемых на одного льготника. Мы сейчас планируем обсудить перевод ряда категорий, обсудить ряд программ, для того, чтобы региональный бюджет взял на себя часть финансовых обязательств", — отмечает Александр Кирюхин, директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области.

Швейцарский препарат, который принимает Геннадий Тимохин, обходится пенсионеру примерно в 60 тысяч рублей в месяц. Семья Геннадия Павловича закупает его в Москве. Компания, выигравшая тендер на поставки препарата в нашу область, реализует его по 73 тысячи рублей за упаковку. Цена не рекордная. Стоимость некоторых лекарств, для тех, кто сражается с тяжелой болезнью, порой доходит до десятков тысяч долларов в месяц. Геннадий Тимохин уже продал гараж, помогают деньгами и родственники. Только вот финансовые резервы уже на исходе, пенсионер надеется, что хотя бы часть денег (их потрачено уже около 400 тысяч) ему все же возместит областной бюджет.

"Решение суда вступит в законную силу после 24-го числа, но, по моей информации, департамент здравоохранения с этим не согласен. И они собираются его обжаловать", — сетует Геннадий Павлович.

Геннадий Тимохин опасается: дело может затянуться. Однако, новое руководство департамента эту информацию не подтвердило, более того, обжалование судебного решения Александр Кирюхин назвал кощунством.

"Решение суда всегда выносится в пользу пациента. Если еще департамент будет подавать апелляцию, то это будет аморально", — добавил директор облздрава.

Что до разницы в цене на лекарства в нашем регионе и Москве, в этом, говорит директор облздрава, виновата сложившаяся система. Ввозить в область препараты имеют право только крупные поставщики со своими аптечными складами. Серьезные затраты предприятия компенсируют за счет конечной цены. Решение проблемы — появление единого областного склада, которым могли бы пользоваться и мелкие фирмы-поставщики. Работа в этом направлении, по словам главы департамента, уже ведётся.

Достраивать объект, равно как и договариваться с областной властью о финансовой помощи медикам еще предстоит. А это значит, что момент, когда все инвалиды будут получать лекарства своевременно и в полном объеме, наступит еще не завтра. К сожалению, у онкобольных ждать времени нет. Пока со своей болезнью они оказываются один на один.