Челябинские ученые представили уникальный авиасимулятор

17 мая в 5 часов дня самолет, которым управлял корреспондент южноуральских "Вестей", совершил экстренную, но мягкую посадку в аэропорту города Сочи. Никто из пассажиров Sierra-2002 не пострадал. Так в Южно-Уральском университете экспертам и журналистам показали уникальный авиасимулятор.

17 мая в 5 часов дня самолет, которым управлял корреспондент южноуральских "Вестей", совершил экстренную, но мягкую посадку в аэропорту города Сочи. Никто из пассажиров Sierra-2002 не пострадал. Так в Южно-Уральском государственном университете экспертам и журналистам показали уникальный авиасимулятор, полностью созданный челябинскими учеными.

В этом тренажере все: кресло, штурвалы и даже легкое головокружение — как в самом настоящем легкомоторном самолете Sierra, с которого как правило и начинают пилоты. Разница — в стоимости так называемого полетного часа: 5-6 тысяч — на настоящем самолете. Электроэнергия для двух компьютеров и трех проекторов — все затраты для этого симулятора. "Это очень важная вещь, потому что курсанты первоначально должны готовиться на земле, — отмечает Сергей Чудинов, пилот-инструктор. — И ресурс самолета экономится, и финансы. Аварийные ситуации моделируются".

Сделать тренажер и предельно реальным, и максимально неприхотливым — такую задачу перед собой поставили ученые. В результате получился комплекс, который можно разобрать "в дорогу" всего за сорок минут, перевезти в небольшом пикапе и обратно собрать за два часа. При этом на тренажере можно отрабатывать любые виды полетов (например, в тумане) и посадку на различных аэродромах. Ощущение полноценного полета дает экран с углом видения почти 200 градусов.

По мнению опытных летчиков, такой тренажер должен стать обязательной базой для обучения начинающих. Кроме серьезной экономии керосина, любой симулятор позволяет сохранить в целости и сохранности реальную технику и реальные жизни. Шутка последних дней — история с миасским экскаватором. Если бы его машинист прошел обучение, например, на этом тренажере, он бы не оказался в 6-метровой яме. Андрей Келлер, исполняющий обязанности начальника Управления научно-инновационной деятельности ЮУрГУ, комментирует: "Экономическая ситуация не позволяют уже так "баловаться". Проще закупить один нормальный тренажер, обеспечить определенное число часов для того, чтобы человек усвоил необходимые навыки управления тем или иным агрегатом".

Сейчас университетский авиасимулятор проходит полевые испытания курсантами авиашкол. К нему уже выстроилась очередь на несколько недель вперед, ведь ближайший подобный тренажер находится в свердловском "Кольцово", и чтобы с "Кольцово" виртуально долететь до Сочи, нужно вполне реально доехать до Екатеринбурга.