"Окно" в космос: оптико-электронная разведка

Российские военные продолжают исполнять свой долг. И помогает им в этом комплекс оптико-электронной разведки "Окно" в Таджикистане. Он был поставлен на боевое дежурство в 2004 году. "Окно" способно обнаруживать и отслеживать космические объекты на высотах до 40 тысяч километров.

Российские военные продолжают исполнять свой долг. И помогает им в этом комплекс оптико-электронной разведки "Окно" в Таджикистане. Он был поставлен на боевое дежурство в 2004 году. "Окно" способно обнаруживать и отслеживать космические объекты на высотах до 40 тысяч километров. Комплекс решает задачи по слежению за военными космическими аппаратами, ведет наблюдение за состоянием российской орбитальной группировки.

А знаете ли вы, что существует такая воинская специальность — звездочет. Есть люди, которые каждую ночь подсчитывают количество объектов, находящихся в космосе через так называемое "Окно" — военный объект, который принадлежит России, но расположен в Таджикистане.

Уникальный городок. Уникальные люди. Здесь вообще все уникальное — от зарплат до места расположения. Военные называют свою боевую позицию "Гора". Фантастический вид десятка стальных грибов-телескопов на горном пейзаже. Их взор и проникает в космос.

"Когда смотришь просто на небо, то это одно чувство. Когда смотришь на небо посредством каких-то приборов и видишь, что там пролетает, это потрясающе красиво", — признается сотрудник оптико-электронного комплекса "Окно" ВКО Минобороны РФ в Таджикистане Олег Маркив.

За космосом давно и пристально следят. Ежедневно составляется каталог всех объектов на орбите. Появляется новый — офицеры "Окна" его тут же засекают, вычисляют по орбите, откуда появился, куда летит, делятся этой информацией с другими странами.

"Мы можем работать по всем объектам, которые находятся в космосе. Можем и экологический мониторинг проводить. Это касается космического мусора. Это больше касается пилотируемых аппаратов, действующих аппаратов, чтоб уйти от опасных сближений", — пояснил командир оптико-электронного комплекса "Окно" Владимир Хромченков.

Перед отправкой на "Окно" военные проходят в России строгую комиссию. Здоровье должно быть, как у летчика. И питается дежурная смена по летной норме. И выслуга — день за три, как на войне. Зарплаты — космические: майор получает более 120 тысяч рублей. Аппаратура — российская.

- Есть ли у американцев подобная система?

- Аналогов в мире нет. Надо понимать, перспектива нашего вооружения огромна. Подобие есть, но сильно отличается, — отметил Владимир Хромченков.

Внизу, у Нурекского водохранилища, — гарнизон. Цветущий, тихий, спокойный. А в начале 90-х рядом шли бои. Одна из улиц названа в память о погибшем офицере.

Генерал Байкин и есть тот бывший командир части, что получил тяжелое ранение. Его пытались захватить в плен боевики, чтобы потом обменять у властей на родственников одного афганского полевого командира. По мятежному Таджикистану ходили слухи: в "Окне" у русских хранится лазер. Можно взять и бить по врагам. Есть ракеты.

"Приходилось разъяснять, а то были бы попытки захватить этот объект. Там обыкновенный телескоп. Он ничего не сожжет, ракеты не стартанут", — говорит референт командующего Воздушно-космическими силами РФ Владимир Байкин.

Сейчас в гарнизон возвращаются семьи военнослужащих, вывезенных отсюда по распоряжению прежнего министра. Может быть, здесь же разместят и одну из тех самых "научных" рот, формируемых этой весной из наиболее талантливых выпускников профильных российских вузов.

"Отучился парень четыре года. Берет академический отпуск. Год служит в Вооруженных силах в связи с призывом, например, в "научной" роте. Может даже свой дипломный проект подготовить. А потом восстанавливается на свой курс и продолжает работу по данной тематике. Возможен такой вариант", — отметил Владимир Байкин.

Впрочем, в Нуреке служат лишь контрактники, а посылать в неспокойные места молодых солдат в России запрещено. Офицеры должны здесь находиться не более пяти лет. Этого времени хватает лишь для обучения работе на сложнейшей аппаратуре. Сроки, скорее всего, будут увеличены. Наблюдать за космосом необходимо.

Информация неофициальная, но интересная: каждая засечка объекта в космосе стоит иностранным подписчикам около 500 долларов. Вычисление траектории — примерно полторы тысячи долларов. Так что комплекс "Окно" давным-давно себя окупил. Существуют также иные потоки информации о космосе, которые идут с Востока на Запад и с Запада на Восток. Они входят в межгосударственную взаимозачетную систему. Таково сотрудничество.