"Газпром нефть" о переходе транспорта на газ: дышать станет легче

Российские власти взялись за популяризацию газа как топлива для автомобилей. О перспективах и планах развития рынка газомоторного топлива Вести.Ru попросили рассказать директора по региональным продажам "Газпром нефти" Александра Крылова.

Российские власти взялись за популяризацию газа как топлива для автомобилей. Начать планируется с льгот на пошлины и перевода на газ общественного транспорта. Соответствующие поручения уже дал глава правительства страны Дмитрий Медведев. Согласно подписанному постановлению правительства, не менее 50% общественного транспорта планируется перевести на газ.

Затраты топлива у автомобилей, работающих на газе, отметил премьер, в два раза ниже, чем у бензиновых и дизельных двигателей. О перспективах и планах развития рынка газомоторного топлива Вести.Ru попросили рассказать директора по региональным продажам "Газпром нефти" Александра Крылова.

- После того, как премьер Медведев дал поручение перевести на газ (для начала) 50% общественного транспорта, многие комментаторы в СМИ и блогосфере задавались вопросом: какой причине именно сейчас решено начать популяризацию газа как топлива для автомобилей?

- Уже очевидно, что 2013 год стал ключевым для развития рынка газомоторного топлива, потому что вопрос вышел на государственный уровень. Мы развиваем этот рынок не первый год. На то есть причины: во-первых, очевидные преимущества газомоторного топлива, во-вторых, общемировые тенденции – во многих странах транспорт переводят на газ.Их уже более 80и. Наиболее развит рынок компримированного природного газа (КПГ) в странах Южной Америки и Южной Азии. Среди европейских лидеров — Италия, быстро развивается рынок Германии. В числе мировых лидеров — Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия. В Германии, США и Китае существуют государственные программы по строительству газовых АЗС и постепенному переводу транспорта на этот вид топлива. 

- Автомобили каких производителей уже приспособлены для того, чтобы ездить на газе?

- Существует более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, MercedesBenz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских моделей — ЛИАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, автобусы НЕФA3, легковой автомобиль "Лада Приора". В среднем парк автомобильной техники на природном газе растет на 26% в год.

- Вопрос, который, прежде всего, интересует простых людей – частных автомобилистов, горожан — пешеходов и водителей общественного транспорта: как отразится перевод общественного транспорта на газомоторное топливо на их жизни? Что это даст?

- Поскольку газовое топливо существенно экологичнее бензина и дизеля, то перевод транспорта на газ существенно улучшит экологическую обстановку в городах. Соответственно, всем нам будет значительно легче дышать. Кроме того, более низкая цена газа позволит автомобилистам существенно экономить на топливе. 

- Еще один важный вопрос – о безопасности этого вида топлива по сравнению с привычным бензином. Многие опасаются ездить на газе, считая, что он опаснее бензина. Или это – предубеждение?

- КПГ значительно безопаснее бензина. Газ находится в баллоне, стенки которого выдерживают рабочее давление 200 кгс/см2, что исключает возможность взрыва даже при серьезной аварии. Кроме того, на случай повреждения устройства, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, предотвращающим утечку газа.

- В отличие от привычного бензина, марки которого знают, наверное, даже дети, с газом пока потребители знакомы мало. Ведь если судить по статистике, то сейчас в России на газомоторных автомобилях ездят менее 90 тысяч автомобилей. Как разобраться с марками (видами) этого топлива?

- На АЗС "Газпромнефть" реализуются два вида газомоторного топлива — это компримированный природный газ (КПГ), о котором мы уже говорили, и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Для потребителей КПГ лучше — это природный газ метан, еще более экологически чистый и безопасный, чем СУГ. С другой стороны, рынок СУГ более развит — существует развитая инфраструктура заправки и переоборудования автомобилей. При этом мы считаем КПГ более перспективным. 

- Как "Газпром нефть" собирается решать вопрос с заправками? Строить новые или переоборудовать существующие автозаправочные станции?

- Мы планируем и строить новые, и переоборудовать обычные АЗС, расположенные возле городских газовых сетей в многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК). Это позволит удовлетворить растущую потребность в газовом топливе. Уникальность МАЗК заключается в том, что там можно заправить автомобиль как традиционными видами топлива — бензином и дизелем, так и сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом. Первый такой комплекс под брендом "Газпромнефть" уже открылся в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе. В ближайшие годы компания планирует открыть еще несколько таких станций. Кроме того "Газпром нефть" ведет переговоры с автопроизводителями и центрами установки газобаллонного оборудования о возможностях развития рынка газового топлива.

- В каких российских регионах уже можно заправить автомобиль газом? Дорого ли обходится строительство многотопливных автозаправочных комплексов?

- Через сеть АЗС "Газпромнефть" СУГ уже реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Сейчас в России работает 89 наших станций, где можно заправить автомобиль газом. 85 станций реализуют СУГ и 4 станции — КПГ. Если говорить о МАЗК, то инвестиции в строительство такого комплекса в среднем на 30% превышают затраты на строительство обычной АЗС.

- Традиционно важные для потребителя вопросы: качество топлива и его цена. Тех, кому надоело заправляться не всегда качественным (а иногда и бессовестно разбавленным) бензином, да к тому же платить за это немалые деньги, можно чем-то порадовать?

- Природный газ невозможно "разбавить", он поступает из замкнутой газораспределительной системы, проходит сжатие и осушку, а затем подается в газораспределительную колонку. Качество этого топлива всегда на высоком уровне. При этом экономия затрат на топливо при использовании КПГ по сравнению с жидким моторным топливом в среднем составляет 40%.

- Что вы посоветуете предпринять тем, кто все-таки решится перейти с бензина на газ?

- Есть два варианта. Можно сразу выбрать модель автомобиля, работающую на газовом топливе, либо установить на уже имеющуюся машину дополнительное газобаллонное оборудование. Переоборудованный автомобиль сможет ездить и на жидком топливе, и на газовом.