Амнистия для предпринимателей. Реплика Александра Привалова


фото ИТАР-ТАСС

Бизнес-омбудсмен Борис Титов не намерен оставлять работу над проектом амнистии для предпринимателей, который президент Путин назвал "сырым". На мой взгляд, он совершенно прав: эта амнистия действительно нужна.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов не намерен оставлять работу над проектом амнистии для предпринимателей, который президент Путин назвал "сырым". На мой взгляд, он совершенно прав: эта амнистия действительно нужна.

С тем, что это предложение "пока носит достаточно сырой, непроработанный характер", как сказал в Воронеже Путин, согласны едва ли не все, кто участвовал в обсуждениях последних недель. Оно конечно, "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны", но широкозахватность предложения (53 уголовных состава, десятки тысяч амнистируемых) с подразумеваемой логикой "проси побольше, дадут хоть что-нибудь" здесь, мне кажется, не сработала, и даже сработала наоборот. При умереннее очерченном круге лиц, предлагаемых к амнистии, не забылось бы так быстро, что амнистия – это не объявление судимого или осужденного человека невиновным, а прощение этого человека, а потому указание на то, что речь идет о таких-то и таких-то безусловно виноватых людях, не есть аргумент против амнистии. Будь список предлагаемых к амнистированию статей покороче, не нашлось бы в потенциально амнистируемом контингенте столько примеров явно опасных преступников, которых и вправду не следует раньше времени отпускать.

Тут ведь надо еще взять в расчет, что общественное мнение смотрит на затею с амнистией, вежливо говоря, крайне неоднозначно. Как выяснили социологи ВЦИОМ, с этой идеей согласны 33% граждан, 36% выступают против, а 31% не определились по этому поводу. В 70% случаев граждане, высказавшиеся против освобождения осужденных предпринимателей, основывают свою позицию на том, что "вор должен сидеть в тюрьме". Правда, такое отношение к бизнесу характерно лишь для публики в целом. Публика "продвинутая" отнеслась к намерению амнистировать предпринимателей заметно мягче. В среде блогеров, по данным агентства "Социальные сети", количество сторонников экономической амнистии превышает число её противников: 46% блогеров восприняли идею амнистии положительно, 44% нейтрально и лишь в 9% записей содержалась прямо негативная оценка. Это, конечно, тоже не назовешь единодушной поддержкой, но хоть что-то. Однако понятно, что Дума, определяя свое отношение к амнистии, неизбежно будет учитывать общественные настроения. Среди прочего, и с этой точки зрения, с точки зрения поворота во взглядах общества на бизнес, мне кажется, чрезвычайно важным, чтобы инициатива бизнес-омбудсмена в том или ином виде была доведена до конца. Конечно, не в любом виде; если, в конце концов, будет объявлена амнистия для трех с половиной человек, пользы не будет ни малейшей, а общая масса доверия (бизнеса к власти, общества к бизнесу и так далее) скорее уменьшится, чем увеличится. Но и в прежнем масштабе задуманная амнистия, как уже понятно, не пройдет.

К счастью, пока еще ничто не потеряно: предложение будет дорабатываться – уже дорабатывается – и вполне ответственные люди говорят, что в самом недолгом времени переработанный и согласованный со всеми заинтересованными сторонами проект постановления об амнистии будет официально внесен на рассмотрение Думы. Повторяю, очень важно, чтобы в итоге оно прошло. Если где и нужен сигнал, так именно здесь: людям в погонах очень следует дать понять, что они перегибают палку в обращении с бизнесом, бизнесу – что либерализация подхода к нему будет продолжена. Не знаю, на каком варианте остановится обсуждение, но ведь есть же контингент, против амнистирования которого трудно возражать – по крайней мере, публично. Список статей, наверно, следует сократить, но как не амнистировать тех, кто и не сидел бы, если бы их судили по нынешнему, "либерализованному" Уголовному кодексу? Почему не выпустить на свободу людей, в делах которых нет потерпевших или незначительны суммы ущерба? Полагаю, подобная амнистия может и должна состояться.

Другое дело, что одной амнистии для улучшения бизнес-климата и общественной атмосферы будет мало, необходимы системные меры, последовательное движение вперед. Скажем, председатель думского комитета по уголовному законодательству Крашенинников утверждает, что "люди, осужденные по основной части экономических составов, вообще не должны сидеть", поэтому нужно менять эти статьи УК и "вводить большие штрафы вместо сроков, пускай даже маленьких". Многие в этом контексте вспомнили намерение президента, заявленное им в одной из предвыборных статей, перевести все экономические дела из судов общей юрисдикции в суды арбитражные. Обсуждаемая амнистия могла бы стать прекрасным прологом такого перевода (кстати говоря, конкретные предложения по переводу всех экономических дел в арбитражи предполагалось опубликовать до конца прошлого года). Так что бизнес-амнистию надо провести – и двигаться дальше.