Китай наращивает ядерный потенциал, Россия сокращает

Стокгольмский институт исследования проблем мира опубликовал доклад, согласно которому Китай стал единственной страной, увеличившей ядерной потенциал. Хотя общее количество ядерного оружия в мире сокращается,оставшееся стремительно модернизируется, так что о безъядерном мире остается только мечтать.

Ядерное оружие, на протяжении полувека бывшее главным источником массовых фобий, уже давно превратилось из прямой угрозы в политическую и философскую проблему. Даже в ситуации вокруг Северной Кореи, которая почти три месяца балансировала на грани войны с южным соседом, ее ядерное оружие играло минимальную роль – в основном по причине того, что на протяжении всего конфликта территория КНДР находилась на прицеле американских ядерных ракет. В то же время, по слухам, у самой Северной Кореи пока нет даже средств доставки для ядерных боеголовок.

Сейчас, когда ситуация вокруг КНДР постепенно стабилизируется, взгляды экспертов, скорее всего, вновь обратятся к ядерной программе Ирана, в котором через две недели должны пройти президентские выборы. Согласно последнему докладу Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), исламская республика находится в шаге от создания собственного ядерного оружия. При этом многие наблюдатели приветствуют появление новой ядерной державы, которая, по их мнению, поможет стабилизировать неспокойную ситуацию на Ближнем Востоке.

Тем временем Китай, который провел первые ядерные испытания в далеком 1964 году, продолжает наращивать свой ядерный потенциал: согласно ежегодному докладу Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), за год число китайских ядерных боеголовок возросло с 240 до 250. К слову сказать, максимальное количество ядерных зарядов КНДР не превышает 12 боеголовок. При этом подчеркивается, что речь идет о неразвернутых боеголовках, которые для нанесения ядерного удара нужно сначала соединить с ракетой-носителем.

В докладе указывается, что общее количество ядерного оружия в мире продолжает сокращаться, в основном, за счет выполнения российско-американского соглашения СНВ-3, которое подразумевает снижение ядерных потенциалов обеих стран до 1500 боеголовок у каждой. В то же время подчеркивается, что оставшееся оружие продолжает модернизироваться, поэтому о полном отказе от этого вида вооружений говорить не приходится.

На данный момент в так называемый "ядерный клуб" официально входят восемь стран: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Северная Корея. Израиль традиционно придерживается "политики ядерной непрозрачности", не подтверждая и не отрицая наличие ядерного оружия. Большинство специалистов сходятся во мнении, что в настоящее время ядерный потенциал Израиля может составлять до 200 боеголовок, размещенных в шахтах, на бомбардировщиках и подводных лодках.

Страны, обладающие ядерным оружием, делятся на две категории: так называемые легальные и нелегальные ядерные державы. К первой категории относятся страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО): США, СССР, Великобритания, Франция и Китай.

Соответственно, Индия, Пакистан и КНДР договор не подписали (КНДР вышла в 2004), и официально ядерными государствами не признаются. Разница в статусе сказывается, в основном, на отношениях с МАГАТЭ. В то время как легальные ядерные государства могут сами выбирать, на какие объекты допускать инспекторов МАГАТЭ, нелегальные вынуждены идти на конфликт с агентством из-за своих военных объектов, что чревато проблемами с доступом к расщепляющимся материалам и технологиям закрытого ядерного цикла (ЗЯТЦ). В 2004 году между Индией и США была заключена так называемая "ядерная сделка", в результате которой Индия поставила 14 из 22 ядерных объектов под гарантии МАГАТЭ и фактически стала полулегальной ядерной державой, получив доступ к мировому рынку ядерных технологий.

В настоящий момент страной, наиболее близко подошедшей к созданию ядерного оружия, является Иран, который считает развитие атомной энергии одним из национальных приоритетов. Все попытки Ирана законодательно закрепить отказ от разработок ядерного оружия взамен на подтверждение своего права на обогащения урана до 20% (для создания оружия необходим уран, обогащенный более чем на 95%) заканчиваются неудачей. Согласно последнему докладу МАГАТЭ, Иран "до 2003 года вел работы, направленные на создание ядерного оружия", и агентство "не может гарантировать, что разработки, которые ведутся в настоящее время, направлены на развитие мирного атома". В то время как МАГАТЭ требует от Ирана приостановить работы по обогащению урана, из Исламской республики поступают сообщения об установке центрифуг нового поколения, а также об открытии дополнительных мощностей для обогащения урана более чем на 20%. Считается, что при существующих темпах развития Ирану понадобится от полутора до двух лет для того, чтобы принять решение и создать полноценное ядерное оружие. Следующими кандидатами на обретение самого веского аргуемента в мировой политике считаются Вьетнам и Саудовская Аравия.

В последнее десятилетие понятие нераспространения претерпело значительные изменения. Во времена Холодной войны ядерное оружие было одним из главных факторов, удерживающих стороны от крупномасштабного конфликта. На страхе перед ядерным апокалипсисом держались военные доктрины обеих сверхдержав (так называемое "взаимно гарантированное уничтожение"), а его попадание в руки других держав считалось недопустимым (что, впрочем, не помешало разработать его Израилю, Индии и ЮАР, которая добровольно ликвидировала ядерную программу в 1990 году).

Сейчас главной угрозой считается получение доступа к ядерному оружию различных террористических группировок, и именно на предотвращение этой опасности направлены основные усилия мирового сообщества. Что касается обретения ядерного статуса государствам, то эксперты рассматривают ядерный фактор не как угрозу, а, скорее, как дополнительную гарантию против вмешательства других стран во внутренние дела.