История Международного договора о торговле оружием (МДТО) начинается в 1997 году, когда группа лауреатов Нобелевской премии призвала международное сообщество выработать "Международный кодекс о передачах вооружений". По их мнению, он помог бы уменьшить ущерб от нерегулируемой торговли оружием. В конце ХХ века эта инициатива не нашла необходимой поддержки. К ней вернулись лишь спустя восемь лет – в 2006 году Генеральная Ассамблея одобрила резолюцию 69/81, предписывающую разработать соответствующий договор.
Несмотря на то, что первый пакет предложений, созданный при участии группы правительственных экспертов, был готов еще в 2009 году, ООН склонилась к созданию открытой группы экспертов, в работе которой могли бы принять участие все желающие государства. В итоге договор был разработан практически с нуля – итоговый текст был готов в 2012 году. После этого начались длительные согласования, в ходе которых разработчики договора убрали из текста многие спорные моменты. Несмотря на то, что текст договора был признан слабым, в декабре 2012 года Генеральная Ассамблея большинством голосов проголосовала за возобновление переговоров по МДТО с 18 по 28 марта 2013 года. Однако, несмотря на то, что после десятидневных согласований, консенсус практически сложился, итоговое голосование было сорвано из-за позиций Ирана, Сирии и КНДР.
После того, как на конференции не удалось принять договор об оружии, его рассмотрение было вынесено на голосование в Генассамблее. Здесь договор и был принят 2 апреля 2013 года 154 голосами против 3 при 23 воздержавшихся. Среди воздержавшихся, в частности, оказались делегации России и Китая.
Комментируя такое решение, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявил, что в договоре "недостаточно четко изложены гуманитарные критерии рисков, которые могут быть неоднозначно истолкованы отдельными странами в политических целях или интересах конкурентной борьбы".
Договор о торговли оружием был открыт для подписания 3 июня 2013 года. Он вступит в силу при подписании его 60 странами. На данный момент МДТО подписали 67 стран-участниц ООН. Таким образом, положения МДТО вступят в силу через 90 дней после его ратификации 50-ю странами, подписавшими договор.
Несмотря на то, что само появление подобного договора является, в общем, большим достижением, его не подписали США и Россия, то есть, два самых крупных поставщиков оружия в мире.
Государственный секретарь США Джон Керри заявил, что договор будет обязательно подписан, "как только удовлетворительно завершен процесс выверки официальных переводов". Впрочем, прежде чем договор уйдет на подписание к президенту, МДТО должен получить одобрение в Конгрессе, где крайне сильны позиции Национальной стрелковой ассоциации. Последняя представляет интересы крупнейших производителей оружия и крайне болезненно относится к любым ограничениям в этой области. А значит, перспективы подписания договора об оружии его главным экспортером крайне туманны.
Нужно заметить, что перечень вооружений, подпадающих под юрисдикцию договора, получился довольно широким. В него включены как легкие и средние виды стрелкового вооружений, так и тяжелые боевые машины. При этом в МДТО практически не прописан механизм санкций. Договор устанавливает прямой запрет на продажу вооружений, если они "могут послужить для совершения актов геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений". Однако, если случаи его использования для этих целей будут зафиксированы уже после поставки вооружений, договор предлагает решать эти вопросы через арбитраж, проводимый по взаимному согласию.
Не прописан и механизм борьбы с нелегальным оборотом оружия. Необходимости борьбы с ним упоминается лишь в преамбуле. Возможно, некоторые меры договора будут ужесточены на следующих конференциях по оружию, первая из которых должна пройти не менее чем через год после вступления договора в силу.
Излишне компромиссный текст договора во многом объясняется текущей мировой ситуацией, а именно, гражданской войной в Сирии. В Сирии два основных поставщика оружия, Россия и США, оказались по разные стороны баррикад. В частности, логикой хода сирийской войны объясняется то, что российской делегации не удалось добиться запрета на поставку оружия "негосударственным субъектам".
В настоящий момент идет активная дискуссия о возможных поставках оружия сирийским повстанцам – Совет ЕС должен вернуться к этому вопросу 3 августа. Но фактически запрещающие ограничения были сняты уже сейчас. Поэтому МДТО, который предусматривает, в частности, механизмы контроля за экспортом и реэкспортом оружия, очевидно, задуман как механизм подстраховки от попадания оружия не в те руки.
Вполне возможно, что уже на следующей конференции по вооружениям будет понятно, насколько эффективно этот механизм работает.