Тема:

Дело экс-мэра Махачкалы 6 лет назад

Процесс по делу мэра Махачкалы может затянуться на месяцы


фото ИТАР-ТАСС

Мэру Махачкалы Саиду Амирову предъявлены официальные обвинения. Ему инкриминируют убийство несговорчивого следователя. Как заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, преступления, в которых подозревают Амирова, настолько запутаны, что на сбор доказательной базы уйдут месяцы.

Мэру Махачкалы Саиду Амирову предъявлены официальные обвинения. Ему инкриминируют убийство несговорчивого следователя. Как заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, преступления, в которых подозревают Амирова, настолько запутаны, что на сбор доказательной базы уйдут месяцы. Дагестан, тем временем, замер в ожидании: здесь гадают, что и кто кроется за арестом самого влиятельного в республике человека — начало бескомпромиссной войны с коррупцией или очередной передел сфер влияния?

Обвинение мэру Махачкалы предъявляли в Лефортове, в специальном помещении следственного изолятора ФСБ. Позавчера суд арестовал теперь уже, видимо, бывшего мэра на два месяца, а сегодня ему официально разъяснили, в каком преступлении конкретно его обвиняют. Но, в целом, это лишь формальность, вряд ли он этого не знал.

Амирова обвиняют в организации убийства высокопоставленного сотрудника управления следственного комитета по республике Дагестан Арсена Гаджибекова. По данным газеты "Коммерсант", в рамках расследования одного уголовного дела сотрудники следственного комитета провели обыски у районных чиновников, близких мэру Махачкалы.

Саид Амиров поначалу попытался задействовать свои связи, договориться не удалось, и тогда он поручил своему племяннику заместителю мэра Каспийска Юсупу Джапарову разобраться со следователем. Тот, в свою очередь, обратился к своему другу — экс-помощнику прокурора Кизляра Магомеду Абдулгалимову, известному в криминальных кругах под прозвищем Колхозник. Участников группировки Колхозника (а среди них оказались как боевики, так и действующие на тот момент сотрудники полиции) задерживали с осени 2012-го по весну этого года. Всех пришлось этапировать в Москву, чтобы дело начало, наконец, расследоваться, где они и рассказали, что к убийству следователя может быть причастен могущественный мэр. Но не исключено, что Саиду Амирову и другим задержанным могут быть предъявлены и другие обвинения.

Как стало известно, силовики собирали материалы на Амирова целых два года. В самом Дагестане на информацию о ходе расследования реагируют неоднозначно. Очевидные сторонники Амирова и члены этого властного клана, конечно же, говорят о том, что дело сфабриковано, а задержали невинного человека. Обычные люди слышат в новостях то, о чем и сами о мэре Махачкалы раньше говорили вполголоса. При этом многие не верят, что дело мэра дойдет до суда, а сам он получит реальный срок. Все же клан влиятельный, связи есть, в том числе и в Москве. Так что в Дагестане немало тех, кто считает, что через месяца 3-4 Саид Амиров окажется на свободе. Но высказывать открыто свое мнение о мэре практически никто не готов. Он, конечно, в Лефортове, но его приближенные в республике. Как и около 700 вооруженных сторонников, которые, по данным силовиков, готовы в любой момент начать активные действия. И вообще, арест Амирова и ослабление его клана, конечно, меняет политическое поле в Дагестане.

Во-первых, кто-то в любом случае займет место слабеющей политической группы, и от того — кто это будет — зависит развитие ситуации в ближайшие год-два. Важно еще, какую из основных этнических групп Дагестана будет представлять новый руководитель — аварец, даргинец, лакец, кумык, лезгин. Соблюдение межнационального баланса во властных структурах Дагестана всегда было головной болью для Москвы, даже в годы СССР.

Сегодня оценку происходящему дал пока что только временный глава Дагестана Рамазан Абдулатипов: он призвал, наконец, назвать вещи своими именами.

По статье 295 Уголовного кодекса посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, а именно по ней предъявлено обвинение Амирову, наказание предусмотрено вплоть до пожизненного. Но расследование будет не простым, и это понятно даже главе Следственного комитета.