В Большом прошел премьерный показ "Князя Игоря" в постановке Любимова


фото ИТАР-ТАСС

На исторической сцене Большого состоялась долгожданная премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова. Она значительно отличается от прежних версий. Как говорят критики, трактовка Любимова полностью совпадает с тем, как видел оперу сам автор — композитор Александр Бородин.

На исторической сцене Большого состоялась долгожданная премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова. Она значительно отличается от прежних версий. Как говорят критики, трактовка Любимова полностью совпадает с тем, как видел оперу сам автор — композитор Александр Бородин. Билеты на все ближайшие представления были проданы еще полтора месяца назад. Зал аплодировал стоя.

Билеты на премьеру были раскуплены месяц назад, в зале — аншлаг, среди зрителей такие ценители музыки как Ирина Антонова и Наталья Солженицына. Интерес к постановке объясним: опера Бородина "Князь Игорь" в последний раз шла на сцене Большого 11 лет назад. Артисты приходят в театр заранее, все волнуются, особенно молодые исполнители.

Нынешнюю постановку осуществил легенда театрального мира Юрий Любимов. Пока публика наполняет зал, мэтр работает за кулисами. Дает наставления актерам и даже объясняет, как надо исправить грим.

Премьера поначалу была назначена на декабрь прошлого года, но из за болезни Любимова ее перенесли. Режиссер сам отбирал артистов на главные роли. Имели значение не только вокальные данные, но и фактура, умение двигаться на сцене. Светлана Шилова в роли Кончаковны взяла в руки кнут. Чтобы научиться им владеть, потребовались мастер-классы цирковых артистов.

"От меня просили пластику и походку пантеры, — вспоминает солистка Большого. — В финале она защищает своего Владимира Игоревича, и, как рысь, защищающая своего детеныша, нападает на мужской хор."

Любимов серьезно изменил музыкальный текст, сократил его вдвое, купировал известную арию Кончака — все для того, чтобы придать динамизм, держать зрителей в напряжении. 95-летний мэтр решил: меньше военных сцен — больше любовных.

Сценограф спектакля — Зиновий Марголин, лауреат "Золотой маски". Он решил все в строгом стиле. Бросается в глаза, что половецкие сцены яркие по цвету, сами половцы нарядные, темпераментные. Все, что связано Древней Русью — в серо-коричневых тонах, неброское, даже бедное. Забрало в Путивле, где плачет Ярославна, напоминает балкон сталинского дома. Сама молодая княгиня не в жемчугах, а в простом холщовом костюме. Но это концепция Любимова. Именно такой он видит Русь XII века.

"Я не считаю, что там много мешковины, — уверен Любимов. — Посмотрите: там и меха есть. У нас есть художник по костюмам, и я старался влиять, как мог".

Постановку уже называют "Любимовский князь Игорь" — настолько она отличается от предыдущих семи, которые шли на сцене Большого. Виден стиль Любимова: лаконичный, четкий. Единственная сцена, которая нетронутой перекочевала из спектаклей советской эпохи — знаменитые половецкие пляски, поставленные Голейзовским в середине 1930-х.