Тема:

Дело экс-мэра Махачкалы 6 лет назад

Арест Кровавого Рузвельта: разборки кланов или торжество справедливости?

Дагестан после арестованного по подозрению в убийстве следователя мэра Махачкалы Саида Амирова оказался на развилке. Ясно, что главный игрок в республике теперь – Кремль, но как он поведет себя дальше?

Дагестан после арестованного по подозрению в убийстве следователя мэра Махачкалы Саида Амирова оказался на развилке. Ясно, что главный игрок в республике теперь — Кремль, но как он поведет себя дальше?

В Москву из Дагестана летят письма в защиту Амирова — от спортсменов, ветеранских организаций, молодежного парламента, старейшин, муниципальных образований и депутатов Горсовета Махачкалы. Думают, что поможет. Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Баганд Магомедов вообще говорит, что он пока у власти на время "отпуска" Амирова.

Многие привычно воспринимают произошедшее лишь как борьбу кланов, ведь исполняющий обязанности главы республики Рамазан Абдулатипов — аварец, а Саид Амиров, как и отставленный в начале года президент Дагестана Магомед Магомедов, — даргинец.

Все это — на фоне кровавых терактов последнего времени и масштабных спецопераций с уничтожением главарей бандподполья. Судя по всему, Дагестан ждет серьезное переформатирование всего уклада. В республику должны вернуться общая для всех местных народов мораль, законы и правосудие.

Бунт после намаза. Окраина Махачкалы. Красноармейск. Нервы сдают на собрании районного актива. Главе администрации жители грубо указывают на дверь.

"Это назначенный Амировым человек. Глава города арестован, но не арестованы его подельники. И земли разбазарил, и участки продал", — сказал председатель Общественного совета Кировского района Махачкалы Магомед Гесейнов.

Недовольным приходят анонимные СМС с угрозами. Магомед Гусейнов получил сразу два.

На последних выборах мэра в 2010 году Саид Амиров набрал 92% голосов. 15 лет он — градоначальник. Дважды — лучший мэр страны. В тоже время, в день ареста Амирова в Махачкале рестораны закрываются на банкеты. Все поздравляли друг друга, как с праздником.

"Мы это воспринимаем с большой радостью, — признается Хаджи-Рамазан Магомедов, житель Махачкалы. — Удалили раковую опухоль, которая находилась на теле Дагестана. С Амировым были связаны все преступления, теракты. То, что связано с делом следователя Гаджибекова, — капля в море".

Если верить родственникам Амирова, они с трудом сдерживают гнев сторонников мэра. Тысячи людей как будто готовы выйти на улицы в защиту арестованного градоначальника.

"У нас есть четкое, жесткое, переданное через сыновей нежелание Саида Джапаровича кого-либо втягивать в эти дела. Он категорически запретил проводить какие-бы то ни было акции", — отметила депутат Народного собрания Дагестана, сестра жены Саида Амирова Персият Багандова.

Недоумевают в родовом селе мэра Джангамахи. За что арестован Амиров? Он скромно жил и никогда не отказывал в помощи. Здесь даже собирались идти на Махачкалу, но решили продолжить посадку капусты. Родственников градоначальника выдает небрежно запаркованный в борозде внедорожник.

Экскурсия по необитаемому жилищу, как и всеобщая посевная, — тонко разыгранный спектакль. В Джангамахи даже дети знают, где стройка махачкалинского мэра. Родовое село Саида Амирова. Здесь и отцовский дом, и особняк, который мэр Махачкалы построил совсем недавно. Дорогу к нему местные жители перекрыли трактором.

От центра села — около километра. Ровный асфальт — такая же редкость для этих мест, как и дорожный знак "Движение запрещено". Каменные хоромы будто по мотивом сказок "Тысяча и одна ночь", колонны, терраса с видом на горы, трехметровый забор, увешанный системами безопасности.

Внутри, вероятно, никого. Только вокруг курсируют машины с тонированными стеклами. За высоким забором — стриженная трава, ровно высаженные туи, пешеходные дорожки, еще не до конца вымощенные плиткой. В доме — 30 комнат. Резиденция махачкалинского мэра вполне походит на дворец арабского шейха.

Соседнее село Леваши. Снова пыльные разбитые дороги и люди, облепившие обочину в надежде заработать. По доходам на душу населения, сбору налогов Дагестан — в хвосте среди российских субъектов. По масштабам коррупции — в первых рядах. Последние 20 лет республику кормили, но не лечили, приходит к выводу и. о. главы республики Рамазан Абдулатипов.

- Как чиновник смог построить себе резиденцию, которая по размерам равна стадиону "Анжи"?

- Я не строил, кирпич туда не возил, в работах не участвовал. К сожалению, мы потеряли чувство меры. Модель управления была такая: сколько стоит какая должность, сколько можно собрать, какой откат можно получить, куда поехать лечиться и отдыхать. Все пилили, делили бюджет. Многие руководители районов приезжали в районы только в конце месяца, когда бюджетные деньги поступали, — сказал Абдулатипов.

Он рассказывает, что в детали плана по аресту Саида Амирова его не посвятили. Ничего не знали и местные силовики. За мэром пришли бойцы Центра специального назначения ФСБ, вооруженные даже пулеметами. Дом с бункером и вырубленным в скале этажом окружили БТРы. Спецслужбы готовились к любому развитию событий.

Амиров — на деревянном помосте в гостиной. Спокоен и уверен в себе. Просит стакан воды и спрашивает, кто подписал постановление об аресте. Ему отвечают, помощникам дают время собрать вещи и лекарства. Через несколько часов подозреваемый уже в Москве.

Милицейскую охрану у дома Амирова сняли, но родственники и сторонники и сейчас на посту.

"Ходит слух, что пока Саида Амирова нет, город успокоился. Он не успокоился. Он просто ждет", — сказал житель Махачкалы Махоммад Альмузаев.

Пресс-секретарь Амирова Муртазали Муртазалиев в день ареста помогал начальнику собираться. "Постучали, представились, зашли, — вспоминает он. — Амиров сказал: "Я не убийца, никого не убивал".

В махачкалинском "Черновике" о махинациях мэра писали еще 8 лет назад. Амирова подозревали в земельных аферах. К угрозам в адрес газеты тогда относились с иронией.

"Столица Дагестана превратилась в большой кишлак. В четверг выходит газета в печать, в пятницу ее покупают и обязательно на джипах приезжают разбираться, что про кого не так написали", — рассказал издатель "Черновика" Магди Камалов.

Камалов возглавил газету два года назад, после того как у порога редакции расстреляли его брата Гаджимурата. Заказчика убийства ищут до сих пор. Арест мэра Махачкалы и дюжины его сообщников Магди называет "торжеством справедливости".

"Это преступное сообщество. Президент любит говорить: "мафиозная группировка", — отметил Магди Камалов.

Семейное древо Саида Амирова теперь — почти в каждой газете. Все родственники — при должностях. Преданные люди — во всех ветвях власти — законодательной, исполнительной, судебной. И не только региональной.

"Мы являемся персонажами одноименных мультфильмов — "Кот в сапогах", "Чиполлино". Куда ни ткнешь — это "амировское". Он, как Маркиз Карабас", — вздыхает предприниматель Раджаб Атаев.

Семье Амирова приписывают контроль за всеми стройками Махачкалы, сбором коммунальных платежей, парковками, магазинами, общепитом, рынками.

Город, тем временем, приходил в запустение: грязные улицы, хаотичное нагромождение аляповатых построек, изуродованная безвкусными дворцами береговая линия, отключения воды и света, безработица, закаливающая преступность. Устав от городских хулиганов, в ближайшей деревне Тарки жители поставили свой блокпост и следят за порядком.

Но судят мэра не за халатность и бизнес на горожанах, а по тяжкой статье — "Организация убийства". По версии следствия, Саид Амиров заказал бандиту по кличке Колхозник — он выходец из силовых структур, тоже арестован — ликвидацию Арсена Гаджибекова. Его мать до сих пор носит траур.

"За что убили моего сына, я не знаю. Он всегда был на передовой и никогда ничего не боялся", — говорит Раиса Гаджибекова.

Гаджибеков работал в Следственном комитете, проводил обыски в подконтрольных Амирову структурах. На угрозы и уговоры не реагировал. Следователя расстреляли у порога дома 14 декабря 2011 года. На стене и сейчас следы от пуль.