Благодаря "Зеркалу" Плес превратится в Канны

VII Международный фестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало" стартовал в Ивановской области. Специальный приз – "За выдающийся вклад в киноискусство" – вручили посмертно Алексею Герману В основной конкурс фестиваля вошло десять фильмов. В программе фестиваля – 90 авторских фильмов.

VII Международный фестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало" стартовал в Ивановской области. Специальный приз — "За выдающийся вклад в киноискусство" — вручили посмертно Алексею Герману В основной конкурс фестиваля вошло десять фильмов. В программе фестиваля — 90 авторских фильмов: художественных, документальных, анимационных. В рамках программы "Свои" покажут лучшие российские фильмы сезона.

В час открытия кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало" в Плесе хлынул проливной дождь. Журналисты, критики, жюри и президент смотра Павел Лунгин вынуждены ютиться под узким карнизом местного Дачного театра. О том, чтобы торжественно пройти в "Левитан-холл" по деревянным мосткам (здесь они вместо ковровой дорожки), пришлось забыть.

Открытие началось на полтора часа позже, но сразу с главного — вручения премии за вклад в киноискусство. Алексею Герману. Посмертно. Каким он был на съемочной площадке, видно на кадрах, которые с замиранием смотрит весь зал. Получать награду за мастера, которого не стало почти четыре месяца назад, вышли супруга Светлана Кармалита и сын — режиссер Алексей Герман-младший.

"Алексей Герман и Андрей Тарковский — два очень разных художника и два великих изобретателя киноязыка. Все российское киноискусство находится между этих двух маяков", — отметил Павел Лунгин, режиссер, президент VII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Киноязык Тарковского можно изучать по снимкам, которые сделал шведский фотограф Ларс-Олоф Лотвалл на съемочной площадке фильма “Жертвоприношение” 30 лет назад. Вот режиссер выстраивает кадр — старательно поправляет домик, который, по сценарию, сделал сын главного героя. Экспозиция называется "Андрей Тарковский, мой незнакомый друг”. Как считает сестра Тарковского Марина Арсеньевна, Лотвалл понял о Тарковском далеко не все.

"Они знали, что желтый вульгарный цвет не должен быть на поляне перед домом героя, и Андрей попросил всех сорвать цветы. А Олоф подумал, когда они все начали рвать цветы, что он просто букетик собирает", — сказала Марина Тарковска.

Как Тарковский, стоя на коленях, рвал цветы, Лотвалл так и не снял, о чем постоянно жалеет. Он написал это в своих воспоминаниях. Их можно прочитать на той же выставке. Сам фотограф, котому уже за 80, в Плес приехать не смог.

Музей "Присутственные места", где проходит выставка, открылся в ноябре 2012 года. Как считают сотрудники, во многом благодаря тому, что в Плесе стали проходить мероприятия масштаба "Зеркала". Этот дом — памятник архитектуры — был построен в конце XVIII века для размещения уездных чиновников. Потом здесь был банк, училище, в советские годы — техникум. Последние лет семь здание пустовало и разрушалось. И только после того как в Плесе в прошлом году прошел фестиваль и сюда стали приезжать туристы, нашлись инвестиции — здание в считаные месяцы отреставрировали.

В конкурсе "Зеркала" – десять картин. Артхаус от Мексики до Китая. От режиссеров, которые, как говорит Павел Лунгин, Тарковскому не подражают, но творят в его духе. Все здесь, включая членов жюри – режиссера Сергея Лозницу, немецкого критика Клауса Эдера, датского продюсера Марианну Слот — поклонники Тарковского. Губернатор Ивановской области Михаил Мень тоже.

"Мой любимый фильм — "Сталкер", хотя и "Андрей Рублев" мне нравится. Но в "Сталкере" есть что-то, что я пережил отдельно", — признается Михаил Мень.

Развивать Плес губернатор намерен с помощью так называемого "ивентового" или "событийного туризма", опираясь на европейский опыт, ведь именно фестивали и форумы сделали когда-то провинциальные города Канны и Давос культурными центрами Франции и Швейцарии.

До Европы Плесу пока далеко — гостиниц мало, в большинтве домов нет Интернета, плохо развит транспорт: железная дорога сюда не проложена. В XIX веке от нее, по легенде, откупились местные купцы. Но десять лет назад было еще хуже — ни кинозала, ни плитки на набережной. Безработица была страшная — в Плесе нет фабрик и заводов. Есть только пейзажи, которые воспел Исаак Левитан. Туризм вдохнул в город новую жизнь.

"На сегодняшний день мы имеем совершенно обратную картину – здесь не хватает рабочих рук. Сюда предприниматели вынуждены завозить рабочих из соседних городов", — сказал Михаил Мень.

В прошлом году в города, в которых проходил фестиваль "Зеркало" — Плес, Иваново, Шую, Кинешму и Юрьевец — съехались почти 25 тысяч человек. В этом ожидают еще больше. На родине Тарковского теперь будет храниться его архив – его впервые покажут публике как раз на фестивале.

Ивановская область с помощью меценатов выкупила дневники, письма, аудиозаписи великого мастера на аукционе Sotheby's за 2,5 миллиона долларов, обойдя главного конкурента — Ларса фон Триера. Датский режиссер, впрочем, не очень расстроился. Он намерен на память о своем кумире заполучить что-нибудь другое, рассказывает бессменный продюсер фон Триера Марианна Слот.

"Я пообещала Ларсу, что привезу ему с родины Тарковского какой-нибудь сувенир. Пока не знаю, какой", — рассказала Марианна Слот.

В конкурсе и вне его на “Зеркале” покажут 90 фильмов, в том числе документальных и анимационных. Будет даже программа видеоарта, а также круглые столы, мастер-классы, поэтические вечера и научная конференция. В этом году "Зеркало" отразит больше, чем когда-либо.