Наркоконтроль хочет больше полномочий

ФСКН подготовила законопроект, предусматривающий серьезное расширение ее полномочий. Если документ будет принят в представленном варианте, ведомство сможет закрывать предприятия, самостоятельно решать, какое вещество считать наркотиком, и проверять граждан на трезвость.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков инициировала законопроект, который в случае принятия существенно расширит полномочия ведомства, сообщает газета "Коммерсантъ". В частности документом предлагается наделить ФСКН возможностью запрещать наркотические, а также схожие с ними по действию вещества. Сейчас эта процедура возложена на Минздрав. По новой инициативе запрещать вещества будет глава ФСКН своим распоряжением. Причем под это распоряжение, как показывает практика, может попасть любое вещество. Так, по настоянию ведомства, под запрет попала марганцовка. По мнению наркополицейских ее используют при создании тяжелых наркотиков. Кроме того ФСКН пыталась запретить закись азота или если проще – веселящий газ, который любят использовать стрит-рейсеры для кратковременного увеличения мощности двигателя. Но это еще не все функции здравоохранительного ведомства, которые хотят себе делегировать борцы с наркотиками. Сотрудники ФСКН хотят обладать возможностью проводить медицинское освидетельствование граждан, в том числе и на алкогольное опьянение.

Как бы не смущало наделение силового ведомства функциями Минздрава, некоторые эксперты не считают такое предложения лишенным смысла. Сейчас на внесение вещества в список запрещенных у Минздрава уходит до полугода. За это время появляются новые виды наркотиков. Существующая бюрократическая система не поспевает за наркодельцами, а при таких раскладах нужны более оперативные меры.

"На сегодняшний день с потреблением наркотиков в стране сложилась авральная ситуация, требующая авральных мер, — рассказал ВЕСТЯМ.Ru научный сотрудник кафедры аналитической судебно-медицинской токсикологии ММА им. Сеченова Юрий Кочнев. — Сейчас самый быстрорастущий сегмент потребляемых средств это синтетические каннабиноиды, которые в 5 раз сильнее и дешевле марихуаны. С их появлением наркотики быстро стали доступны даже школьникам, что и показывает статистика. Если всего 2 года назад среди учащихся мы выявляли 0,9% -1% школьников хоть раз попробовавших наркотики, то сейчас уже 9% -10%. Сложность борьбы с ними заключается в том, что новые виды синтезируются гораздо проще и быстрее, чем действующая система позволяет их запретить. На сегодняшний день их насчитывается порядка 800 видов, а если потребуется в лаборатории можно за один день синтезировать еще 5 различных видов. Поэтому те полномочия, о которых говорит ФСКН в своей инициативе, вполне оправданы ситуацией, — считает эксперт.

Однако не все пункты предложенного закона имеют поддержку экспертного сообщества. Например, однозначно негативную реакцию вызвало предложение, согласно которому наркополицейские берут на себя функцию прокуратуры и смогут выносить предпринимателям предписания, чтобы те "принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков". Что стоит за этим определением в законопроекте не прописано, однако в случае его не выполнения ФСКН через суд предприятие закроет, что и это пугает предпринимателей, которые видят в данном пункте возможность для давления на бизнес. " ФСКН нужно наладить работу с прокуратурой, которая имеет право выносить предписания, иначе появляются коррупционные риски и риски рейдерских захватов. На бизнес у нас и так постоянно оказывается давление", прокомментировал инициативу член президиума "Опоры России" Александр Жарков.

Помимо контрольно-надзорных функций, законопроектом предусмотрена возможность превращения ФСКН в главного куратора и распорядителя средств по всем антинаркотическим программам. Служба получит возможность не только разрабатывать программы, но и распределять среди них бюджетные средства, а также определять эффективность расходов по ним, чем функционально занимается Счетная палата.

Глава ФСКН Виктор Иванов уже не первый раз замахивается на функционал других министерств и ведомств. Возглавляемая им по служебному долгу борьба с наркотиками предоставляет господину Иванову такой широкий спектр действий, который, при должной подаче, может выйти за пределы, обозначенные границами России. Так, недавно он предложил силами вверенного ему ведомства создавать рабочие места в Средней Азии, через которые идет основной наркотрафик. По мнению главы ФСКН приобретение акций среднеазиатских ГЭС и птицеводство, а именно на этом будет концентрироваться создаваемая им структура, позволить снизить уровень наркопреступности в России на 33%. Среднеазиатские коллеги Иванова отнеслись к этой идеи весьма скептично, логично указав, что если уж и создавать рабочие места, то в Афганистане. Но там сейчас военные базы НАТО, а на них юрисдикция главы ФСКН пока еще не распространяется. 

Опрошенные эксперты согласны с необходимостью наращивания борьбы с употреблением наркотиков в нашей стране, однако считают, что к вопросу наделения дополнительными полномочиями силовых структур, надо подходить крайне взвешенно и аккуратно. "При утвержденной недавно программе сокращения численности ФСКН, его сотрудникам для повышения эффективности своей работы, следовало бы сосредоточится на их прямых обязанностях – бороться с наркотиками внутри России, а внешнюю деятельность оставить соответствующим службам",-  считает вице-президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Тем более что средств на это выделено более чем предостаточно: на реализацию принятой в марте 2013 года программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" на 2013-2020 годы выделены целых 212 миллиардов рублей, против всего 3 миллиардов на реализацию аналогичной программы с 2005 по 2009 год.

"Проблема наркотиков конечно очень важная, но она такая же важная, как и проблема экономической безопасности и терроризма, однако это не повод создавать супер-структуру с неограниченными полномочиями. Прежде чем расширять возможности какой-либо из силовых структур, для начала надо повысить эффективность правоприменения уже имеющихся полномочий", — заключил Абзалов.