Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Гавана стала Меккой для экс-сотрудников ЦРУ. Специальный репортаж "Вестей"

Эдварда Сноудена продолжают ждать как в Эквадоре, который пообещал политическое убежище, так и на транзитной Кубе — там встречать беглецов давно привыкли. История политических беженцев на Острове свободы — в специальном репортаже "Вестей".

В Вашингтоне отреагировали на информацию о местонахождении Эдварда Сноудена: там по-прежнему настаивают, что беглеца нужно вернуть в США. Тем временем, Сноудена продолжают ждать как в Эквадоре, который пообещал политическое убежище, так и на транзитной Кубе — там встречать беглецов давно привыкли. История политических беженцев на Острове свободы — в специальном репортаже "Вестей".

Человек без паспорта или беглец уже в статусе беженца — такое тоже возможно, если власти Эквадора оперативно выправили американцу новые документы. Два дня, два рейса в направлении Гаваны из Москвы. След Сноудена потерян.

Шереметьево. Выход 28. В понедельник бывший агент АНБ якобы зарегистрирован на месте 17A (это у окна в эконом-классе). Двери лайнера "Аэробус-330" вовремя закрываются изнутри. Сноуден не пришел. Его кресло — магнит для пула репортеров (на борту — 40 журналистов).

Мы проверили и бизнес-класс, сходили в хвост самолета. В итоге мы уже в полете — Эдвард Сноуден никак не сможет попасть на этот самолет. Каждый пассажир попадает в объективы — на случай, если Сноуден загримирован или в парике. Беглеца ищут даже в туалетах.

"Мы сразу подумали, что он может улететь частным самолетом", — говорит пассажир рейса Москва – Гавана Юсси Ниемеляйнен.

Стюардессы признаются: в списке пассажиров фамилии Сноуден нет.

"Куба для разочарованных американцев — революционно-психологический магнит", — это цитата Олега Нечипоренко — полковника КГБ в отставке. Гавана — Кито — логичный маршрут для беглеца Сноудена, дает свою оценку советский разведчик.

"Своеобразная такая игла, которая их все время покалывала, даже после карибского кризиса", — поясняет полковник ПГУ КГБ в отставке Олег Нечипоренко.

Публичный список граждан США, получивших на Кубе политическое убежище, едва ли полный. Известно, что сюда бежали многие "черные пантеры" (американские леворадикальные активисты). Это из тех времен, когда советские люди требовали освободить Анжелу Дэвис. Планировал угнать самолет на Остров свободы Ли Харви Освальд — единственный подозреваемый в убийстве Кеннеди.

"И туда уходили не просто политиммигранты, но и представители менеджмента американского, и истеблишмента, то есть сотрудники и американского разведсообщества", — добавляет Олег Нечипоренко.

Полвека до Сноудена офицер ЦРУ Филип Эйджи бежит на Кубу, обнародует длинный список информаторов и агентов американской разведки в Латинской Америке. В списке — вице-президент Эквадора, министры, партийные лидеры.

"За три года в Эквадоре мы свергли два правительства. Мы устроили военный переворот в 1962 и еще один — в 1963-м, — это цитата Эйджи из фильма "Империя зла" Константина Семина. — Людям в России очень важно знать, что ЦРУ создали не как агентство по сбору информации, а как способ вмешательства во внутреннюю политику других стран".

Эйджи умер в Гаване в 2008-м. Его книга "Дневник ЦРУ" детально описывает планы Госдепартамента по колонизации стран третьего мира. Последнее интервью в жизни он дал ВГТРК. Вот выдержка из него: "Нашей задачей было создание в стране атмосферы страха и истерии. ЦРУ учредила в США институт свободного труда совместно с транснациональными корпорациями. Когда слушатели возвращались на родину, они должны были выполнять наши задания".

Гавана наряду с Каракасом в XXI веке — две столицы так называемой "оси добра" — ее усердно создавал Уго Чавес, мечтавший освободить Латинскую Америку от протектората США. Эквадор — тоже важная часть союза. Рафаэль Корреа в 2011-м даже объявлял персоной нон грата американского посла, потому выбор страны Эдвардом Сноуденом не удивителен. Он идет по стопам своего покровителя Джулиана Ассанжа.

Пример Эдварда Сноудена — несмываемый отпечаток на внешнеполитический репутации США. Беглец, как видно, может обогнуть половину земного шара, избегая пребывания в странах, где директивы госдепартамента воспринимают как прямые приказы. Гегемон пока бессилен и даже близок к политической панике. Америка уже не требует, а просит вернуть ей беглеца, не особо впрочем, рассчитывая на то, что ее услышат.