Из Аляски в Сибирь 70 лет спустя: американские летчики желают познакомиться

Американские летчики решили повторить подвиг своих предшественников, которые в годы Второй Мировой по ленд-лизу перегоняли самолеты в СССР. Перелет на аналогичных машинах по сверхсекретной воздушной трассе "Алсиб" они назначили на следующее лето. А пока ищут единомышленников в России.

Из Аляски — в Сибирь 70 лет спустя. Американские летчики решили повторить подвиг своих предшественников, которые в годы Второй Мировой по ленд-лизу перегоняли самолеты в СССР. Перелет на аналогичных машинах по сверхсекретной воздушной трассе АЛСИБ они назначили на следующее лето. А пока перелетели через Канаду и ищут единомышленников в России.

История АЛСИБ из-за своей секретности сохранила лишь считанные кинодокументы. Пилоты, что 70 лет спустя собираются пролететь опасным маршрутом, стараются ничего не упустить. Кокпиты напичкали камерами, отчет о каждой миле сразу выкладывают в Интернет. С предшественниками их уравнивает метеосводка: в Каскадных горах сильный ветер.

Команду на взлет дают молниеносно. На земле остается лишь резервная машина. Мероприятие рискованное, поэтому предусмотрено аварийное покидание машины. Дело это хлопотное, говорит и показывает руководитель проекта Джеф Гирр. Аварийное покидание машины даже на земле — дело хлопотное. Нужно подтянуться на руках и выбраться в то время, как самолет вытворяет немыслимые вещи. Главная задача — как-то умудриться выпрыгнуть так, чтобы не погибнуть при ударе о заднее оперение.

В 1941 году для Советского Союза АЛСИБ был единственной гарантией того, что техника от союзников доберется до фронта. На ее строительстве настаивал лично Сталин. Шестнадцать аэродромов рекордно возводят меньше чем за год, и первое время авиатрасса больше похожа на направление. Металлические листы — прямо на вечной мерзлоте, вешки или сугробы вместо радаров или маяков. Ежедневное геройство механиков: в минус сорок им приходится оживлять не всегда идеально работавшие американские моторы. Итог — 8000 дополнительных самолетов, которые внесут свой вклад в будущую Победу.

"СССР и США были союзниками во время войны. Сейчас мы смотрим на наше время и мы понимаем, что улучшить отношения между нашими странами поможет и этот дружеский перелет", – говорит директор летной ассоциации "Браво 369" Джеф Гирр.

Дорога жизни, на обочине которой всегда ждала смерть. 177 погибших пилотов перегонщиков за три года существования трассы. Трагедией могла закончится даже мягкая посадка. С авиазаводов на базу Грэйт Фоллс, (начало американской части АЛСИБа в штате Монтана) самолеты перегоняют женские экипажи. Тренируются дамы наравне с мужчинами, зарплата, правда, меньше. Ревность коллег-мужчин к профессии порой переходит все мыслимые и немыслимые пределы.

"Было несколько подозрений на саботаж. Пилоты, которым не нравилось, что женщины летают с ними наравне, добавляли сахар в их баки. Произошло несколько трагических инцидентов. Всего же во время перегонов погибли 38 американских летчиц", — рассказывает историк Дэбби Дженнингс.

Нынешний полет по АЛСИБу, как и в годы войны, требует совместных усилий. Джеф Гир и его коллеги, спускаясь на землю, пишут письма и ищут таких же неравнодушных из России. То, что найдут, не сомневаются. Иначе бы не назначали на следующее лето вылет своих Т-6 из аляскинского Нома курсом на Красноярск.