Тема:

Платформа "Кольская" 9 лет назад

В затоплении "Кольской" обвинили двух судовладельцев

Основными фигурантами по делу о затоплении буровой установки "Кольская" станут двое высокопоставленных руководителей компании-судовладельца. Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, сотрудникам ОАО "Арктикморнефтегазразведка" уже предъявлены обвинения.

Основными фигурантами по делу о затоплении буровой установки "Кольская" станут двое высокопоставленных руководителей компании-судовладельца. Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, сотрудникам ОАО "Арктикморнефтегазразведка" уже предъявлены обвинения.

"По версии следствия, к аварии привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей и.о. главного инженера "Арктикморнефтегазразведка" Леонида Бордзиловского и и.о. заместителя генерального директора общества Бориса Лихвана. Сегодня Бордзиловскому предъявлено обвинение в нарушении правил движения и эксплуатации морского транспорта", — цитирует ИТАР-ТАСС пояснения Маркина. Аналогичное обвинение было предъявлено и Лихвану.

Как установили следователи, в ходе перегона "Кольской" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года из-за штормовой погоды ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях.

"Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, вода стала поступать в балластные танки, что привело к образованию крена", — рассказал Маркин. Несмотря на очевидные признаки приближающейся аварии, Бордзиловский и Лихван не приняли организационных мер, чтобы исправить ситуацию, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее устойчивости и переходе "Кольской" в режим дрейфования".

"Бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление", — подчеркнул Маркин.

Более того, Бордзиловский, зная, что на "Кольскую" поступает вода, и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления. "Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту "Кольской", — считают в СК.

Скорее всего, именно из-за приказа Бордзиловского на борту "Кольской" находилось необоснованно большое число людей. "28 человек — вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа", — сказал Маркин.

Платформа "Кольская", на которой находились 67 человек, затонула 18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море. Спасти удалось 14 человек. Впоследствии из воды удалось достать тела 17 человек, еще 36 были признаны умершими по решению суда.