"Машиностроение": реактор для гидроочистки нефти и гигантские машины

Два реактора тонкой очистки нефти успешно установлены в Иркутской области. А в Москве завершилась выставка строительной и дорожной техники.

Реакторы позволяют получить дизельное топливо, в котором отсутствует сера. Именно она, а точнее — ее соединения, образуют наибольшее количество вредных веществ в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. С помощью реакторов можно получать "зимнее" и "летнее" дизтопливо, соответствующее самым строгим экологическим стандартам — "Евро-5". Для того чтобы доставить реакторы из Петербурга в Иркутскую область, необходимо преодолеть тысячи километров. Поэтому не только перевозка, но и разгрузка, монтаж установок — уникальные транспортные операции.

Валерий Головкин, заместитель директора сервисного центра ОАО "Ижорские заводы", отметил: "Особенность города Ангарска и Ангарской нефтехимической компании, которая является заказчиком этого оборудования, заключается в том, что до этого предприятия можно доставить такое негабаритное, тяжеловесное оборудование только по железной дороге, либо автомобильным транспортом".

Обычно реакторы перевозят водным путем. Но на этот раз такой возможности не было. Пришлось задействовать железнодорожный транспорт. Валерий Головкин так прокомментировал это событие: "Сложность заключалась в том, что для данного класса железнодорожных транспортеров – это предельный вес и предельные габариты перевозимого груза. В связи с этим очень долго разрабатывался специальный маршрут в обход излишне кривых, с малым радиусом кривизны участков железной дороги, чтобы несущая способность рельсов и железнодорожной призмы соответствовала всем требованиям".

Использование железнодорожного транспорта потребовало и изменений в технологии изготовления сложных нефтехимических реакторов. Дело в том, что обычно реакторы полностью сваривают из специальных колец – обечаек – в заводских цехах. А на самом предприятии просто монтируют на площадке. На этот раз использовалась другая технология. Нижние, опорные кольца к реакторам приваривали на временной площадке разгрузки. Ижорские мастера продумали технологию до мелочей. "Было принято решение компромиссное по согласованию с заказчиком: часть опорной обечайки, на которой стоит реактор в проектном положении, на заводе у нас не приваривалась — реактор транспортировался в укороченном виде, что, собственно, позволило его транспортировать по железной дороге. А там, на месте уже состыковали эти части, произвели сварку, местную термообработку в полевых условиях", — рассказал Валерий Головкин.

Все подготовительные операции позади. Реакторы на площадке и полностью готовы к работе. Здесь и начинается самое трудное: их необходимо установить в вертикальное положение. Один кран с этим никак не справится. Приходится задействовать сразу два. Их общая грузоподъемность – 1000 тонн. И работать они должны абсолютно синхронно. Задача первого крана – подъем реактора. Ему необходимо оторвать махину, которая весит более трехсот тонн, от земли. Второй кран грузоподъёмностью 500 тонн – на гусеничном ходу. Его задача – вывод реактора в вертикальное положение. Точность при этом нужна ювелирная. Первый реактор установлен сразу и точно. Теперь дело за вторым. Сложнейшую операцию придется начать сначала и повторить еще раз.

Установка прошла успешно. Теперь ижорским специалистам осталось смонтировать сложнейшие технические устройства внутри корпусов. И не только. Дмитрий Козлов, заместитель начальника цеха, сказал: "Данная работа включает в себя изготовление реактора на территории Ижорского завода, доставку оборудования от территории Ижорского завода до площадки заказчика, дальнейший монтаж реакторов в вертикальное положение, дооснащение его необходимыми узловыми элементами и последующим пуском в работу. Предусматривается гарантийное обслуживание этих реакторов".

Оборудование успешно установлено, смонтировано и готово к работе. Третий реактор на этой неделе уже отправлен в Ангарск, а четвертый, изготовленный в рамках этого контракта, уже ждет отгрузки заказчику.

***

Выставка строительной и транспортной техники и технологий сегодня – одна из главных площадок для машиностроителей. Проводится она в столичном выставочном центре "Крокус-Экспо" в пятнадцатый раз. Именно здесь можно увидеть все новинки отечественных и зарубежных предприятий, которые совсем скоро появятся на стройплощадках, у коммунальщиков, дорожников и не только. Эксперты отмечают: в этом году на выставке прибавилось отечественных предприятий. Производство бульдозеров, малых экскаваторов, подъемных кранов и еще сотен наименований сложных промышленных машин в России набирает обороты с каждым годом. На "СТТ-2013" отечественных участников было более 70 процентов.

На этот раз выставку можно было смело назвать экспозицией карликов и гигантов. На стендах всех крупнейших мировых производителей гигантские карьерные самосвалы соседствовали с почти игрушечными миниэкскаваторами и коммунальными машинами. На этот раз машины компаний-лидеров не стояли как вкопанные на своих стендах. Производители и организаторы нашли возможность "оживить", заставить двигаться даже на небольших площадках самые зрелищные новинки. Поэтому практически каждая из компаний подготовила маленькое шоу.

На одном из стендов, например, каждый из зрителей мог попробовать себя в роли оператора погрузчика и убедиться в точности его работыи простоте управления. Российским производителям удалось удивить и гостей, и потенциальных покупателей. Важно, что на этот раз – не только новыми моделями. Гигантские машины, как, например, самый большой электрический бульдозер в Восточной Европе, — уже не новинка. А малютка МКСМ-800А действительно уникальна. Старшие братья этой машины убирают снег и мусор с улиц сотен больших и малых городов в нашей стране и ближнем зарубежье уже несколько лет. А эта модель отличается от предшественников не только дизайном. Её секрет в том, что погрузчику не нужен оператор! Поэтому кабина машины пуста. Вместо нее – пульт дистанционного управления и множество умной электроники.

Александр Дмитриев, директор по продажам: "Дистанционное управление позволяет работать погрузчику на дальности до 6 км в зоне прямой видимости. Мини-погрузчик не имеет аналогов, это подтвердила последняя выставка в Москве. Погрузчик был награжден золотой медалью от МЧС как лучшее роботизированное средство 2012 года".

Важно то, что машина не только собрана в России, но и умная радиоэлектроника, которая позволяет новой МКСМ буквально творить чудеса, тоже отечественного производства. Александр Дмитриев заявил: "В создании системы принимали участие производственные и конструкторские службы концерна "Тракторные заводы", а также наш партнер в лице компании "Воронежпромавтоматика", который непосредственно и разработал систему дистанционного управления для нашего мини-погрузчика".

Конечно, дистанционно убирать снег чебоксарская новинка не будет: накладно выйдет. Ее служба, без преувеличения, и опасна, и трудна. К радиоуправляемой МКСМ-800А присматриваются спецслужбы и спасатели МЧС. Именно такого погрузчика не хватает ликвидаторам аварий. Ведь задача машины – пройти там, где оператору находиться смертельно опасно.

Чудеса точности и маневренности демонстрировали не только фронтальные погрузчики. Одна из машин без особого труда может аккуратно надколоть куриное яйцо к завтраку. При том, что универсальный ковш весит больше тонны, управляемость — поистине уникальная. Фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики чебоксарского, курганского, саранского производства – продукция, которую потребители в России и за рубежом знают уже достаточно хорошо.

Карьерный самосвал – принципиальная новинка. Недаром на нём написано: "КОНЦЕПТ". Еще один гигант – уже не экспериментальная модель. Карьерные самосвалы челябинского производства уже хорошо знают на горно-обогатительных комбинатах в России и за рубежом. Гигант, который украсил стенд — один из самых маленьких в семействе карьерных самосвалов. А самый крупный – настоящий монстр грузоподъемностью 100 тонн. Это без малого – два железнодорожных вагона с углем.

В арсенале машиностроителей и новейшая дорожная техника. Например, самый крупный грейдер в России. Его дело – дороги. Но для того, чтобы справляться с их ремонтом, необходимо обеспечить оператору полноценный обзор. Раньше стойки кабины на такой технике были слишком широкими и существенно ограничивали видимость. Теперь ситуация изменилась. Кабина получилась похожей на стеклянный стакан.

Александр Филатов, генеральный директор компании: "Она вся стеклянная. Её форма такова, что оператор может видеть каждое свое действие: от вала до других элементов рабочих. Второе, что бы я отметил, — конструкция повышенной силы, потому что грейдер — та техника, которую часто в разных странах используют неправильно. Иногда — как бульдозер, хотя она не приспособлена, поэтому мы делаем экстрасильную раму для того, чтобы он справлялся с нагрузками даже уровня, на который он не рассчитан".

Выставка "СТТ-2013" традиционно оказалась самой представительной из аналогичных российских экспозиций строительной техники. И многомиллиардные контракты компаний производителей с коммунальщиками и строителями – тому свидетельство. А с самыми интересными новинками отечественной техники, такими, например, как снегоболотоход, еще предстоит встретиться. Правда, уже не на московском асфальте, а там, где этим и другим удивительным машинам предстоит трудная, ежедневная работа.

Первый камень в фундаменте производства будущего, машины, которым в принципе не нужны никакие дороги, и все о том, как построить современный "Аэробус", -- в субботу, 13 июля, в следующем выпуске программы "Машиностроение".