С Петропавловки сняли леса: обновленный собор не узнали даже гиды

В Петербурге завершена реставрация фасадов Петропавловского собора. С одного из главных символов города уже сняли строительные леса. Работы продолжались почти год, и теперь открыточный вид Петропавловки стал еще эффектнее. Перемены произошли и внутри.

В Петербурге завершена реставрация фасадов Петропавловского собора. С одного из главных символов города уже сняли строительные леса. Работы продолжались почти год, и теперь открыточный вид Петропавловки стал еще эффектнее. Перемены произошли и внутри.

Честно говоря, в Петербурге сильно переживали: вроде, лето наступило, а колокольня Собора святых Петра и Павла стоит в лесах. Глаз не радуется, да и перед туристами неудобно, тем более, что в этом году Дворцовый мост на ремонте и не разводится на радость гуляющим. Но успели! Миллионы гостей вновь могут насладиться самым знаменитым видом Северной столицы: Нева, гранит и крепость, с которой здесь все началось.

Реставрацию нельзя закончить, ее можно только приостановить. Только вот остановка вышла больше чем на два десятилетия: восстановительные работы начались было в конце восьмидесятых, но забуксовали и лишь в последние два года понеслись такими темпами, какие могут обеспечить только сотни миллионов рублей — федеральных и спонсорских. К 300-летию Петербурга, впрочем, косметический ремонт фасада был, но время-то идет.

"Говорили иногда, что собор в хорошем состоянии, такой он чистенький, свеженький. Зачем, мол, вы вообще затеяли эти реставрационные работы. При исследовании оказалось, что эта привлекательность и красота были обманчивы", — рассказывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Знаменитый золоченый иконостас авторства Доменико Трезини и работы Ивана Зарудного тоже ждал два десятилетия. Теперь самая длительная остановка у экскурсий — здесь, а не только возле императорских усыпальниц.

— Иконостас не привлекал особого внимания, было очень сложно о нем говорить. Выросло поколение экскурсоводов и гидов-переводчиков, которые его в полной красе не видели, — объясняет Марина Логунова.
— То есть, гидам и переводчикам пришлось буквально заново что-то изучать и рассматривать?
— Да! Безусловно — рассматривать и изучать. И у нас были специальные занятия по повышению квалификации.

Единственное, что восстановить не удалось — это мебельные гарнитуры в стиле Людовика XV . Делались они на знаменитой фабрике Мельцера. К сожалению, не сохранились их фотографии, мы даже не знаем, как они выглядели.

Мечта и боль сотрудников музея — почти утраченная роспись восточного фасада собора: Христос с апостолами Петром и Павлом. Прикрыта сеткой, ждет своей очереди. Впрочем, не исключено, что это будет уже не реставрация, а воссоздание.