Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Оруэлл отдыхает: в США – эпоха тотального контроля

По роману Оруэлла – "1984", "большой брат видит тебя". И это не антиутопия, а реальность Америки. Новая сенсация от Сноудена: ЦРУ прослушивают посольства даже стран-ЕС – в нарушение всех конвенций. Про прозрачность, о которой и не мечтали, – собственный корреспондент "Вестей недели" в США.

Сигнальный экземпляр книги, который на минувшей неделе отпечатан в Москве. Её автор — британская журналистка и историк Фрэнсис Сондерс. Русское название — "ЦРУ и мир искусств". Захватывающее чтение про гигантский культурный проект ЦРУ по работе с западными интеллектуалами — писателями, режиссерами, журналистами, музыкантами и художниками в годы "холодной войны", чтобы модные тогда в той среде левые взгляды превратить в антикоммунистические и антисоветские. Захватывающее чтение. Работали со всеми. Среди объектов — Джордж Оруэлл, Бертран Рассел, Артур Кёстлер и многие другие. Например, Фрэнсис Сондерс подробно описывает историю, как ЦРУ профинансировало мультик по сатирической сказке Джоржа Оруэлла "Скотный двор" — про то, как в результате революции на ферме во главе животных становится свинья-диктатор со всеми извращениями власти... Это оттуда — "все животные равны, но некоторые равнее". Тогда фраза считалась уколом в адрес СССР. По другому роману Оруэлла – "1984", ЦРУ мультик делать не стало. Наверное, уже и не возьмётся, ведь "большой брат видит тебя", — оттуда. И это уже не антиутопия, а реальность Америки. Причем, наблюдаемые и сами становятся наблюдающими. Так где остановиться? Только что "Шпигель" опубликовал новую сенсацию от Сноудена: ЦРУ прослушивают у себя посольства даже стран-ЕС — в нарушение всех дипломатических конвенций. Беспредел. Про прозрачность, о которой и не мечтали, — собственный корреспондент "Вестей недели" в США.

Вопрос — как не затеряться в толпе — здесь уже решен. Сделать этого просто не дадут. Даже когда кажется, что лиц так много, что они неразличимы, система способна идентифицировать и посчитать каждого. Это абсолютный контроль.

За людьми следят сотни электронных глаз. Причем без постороннего вмешательства. Управляющий изрядно поумневшим машинам в большинстве случаев уже не нужен. Система способна самообучаться, чтобы едва обнаружив подозрительную активность, тут же поднять тревогу.

Предупреждения доносятся из интерактивных уличных фонарей. Новейшая разработка. Внутри — процессоры. Снаружи — информационное табло с указаниями прохожим или рекламой. И, разумеется, еле заметная камера.

Камера отслеживает каждое мое движение, а анализирует их, казалось бы, обычный фонарный столб. Их много, и все они объединены в одну умную систему. Управляется — движением пальца.

"С помощью этих фонарей мы можем точно сказать, сколько людей находится на улице, кто сидит, кто стоит, бегает, прыгает, — рассказывает технический эксперт Рашан Асатлер. — Микрофоны поставить — вообще не проблема. Мы уже думали настроить их на распознавание звуков выстрелов".

А в перспективе — распознавание речи, ужасаются правозащитники. Разработчики все обвинения отметают. "Идея в том, чтобы люди всегда были с одной стороны информированными, с другой — чувствовали себя в большей безопасности", — поясняет руководитель компании-разработчика Марк Борис.

Чтобы чувствовать себя в полной безопасности, Амаль Граафстра зашил себе в руку микрочип. Точнее, даже в обе. Затем установил чип жене. Теперь они по мановению руки открывают замки в доме, активируют компьютер или мобильный телефон. Только приложившись к сенсору, можно завести и мотоцикл.

"Многие относятся в своему телу как к храму души, я же – скорее, как к спортивной машине, которой можно сделать апгрейд", — рассказывает Амаль.

Число таких чипованных людей в США растет. Но большинство, сетует Амаль, пока консервативно. К тому же для идентификации человека технология сыровата. А вот программа распознавания лиц уже отлично себя зарекомендовала. Систему обкатали еще в Ираке и в Афганистане, на повстанцах. Теперь внедрили в США, в полиции, уже в 26 штатах.

Парики, очки, накладные усы, румяна и помада не помогут. Личность устанавливается по одной фотографии в течение секунд. Недавний случай, девушка об этом не знала и солгала полицейскому: тут же была арестована.

Фотокаталог побывавших за решеткой в 42 штатах уже объединили с хранилищем фотографий водительских удостоверений. Разрешения автолюбителей, конечно, не спрашивали. Получать права никто не заставляет, аргументируют власти.

"Нас лишают права оставаться инкогнито в публичном месте, — говорит профессор права Джорджтаунского университета Лаура Донохью. — С таким же успехом можно привести аргумент – "Не хотите, чтобы вас снимали и идентифицировали, просто не выходите из дома". То есть как будто всегда есть выбор".

Возможно, последние неоцифрованные люди в США — амиши, последователи самого радикального и консервативного направления в анабаптизме. Одежду они ткут, землю обрабатывают вручную, двигателями внутреннего сгорания не пользуются, ездят на лошадях. Единственная возможность окунуться с головой в современный мир предоставляется амишам в 14 лет, когда подросток-румспринга два года может делать все, что хочет. Молодые амиши впервые в жизни часами смотрят телевизор, взахлеб общаются в соцсетях. Но в 16 лет каждый должен определиться — остаться в миру или вернуться в общину. Статистика поражает: нагулявшись вдоволь по свету и по Интернету, большинство амишей-подростков возвращаются в привычный мир, где лук не в зеркале, а в земле, где не пользуются не то что Интернетом — электричеством.

Менее радикальный способ противостоять слежке есть: в Японии разработали специальные очки, которые дают засветку и сбивают камеры с толку. А нью-йоркский модельер Адам Харви разработал целую коллекцию стелс-одежды, которая призвана замаскировать человека от беспилотников. Плата за возможность остаться незамеченным высока — 500 долларов за платье, 2 000 — за паранджу. Но, возможно, самую высокую цену заплатит Эдвард Сноуден.

"Министерство юстиции преследует только осведомителей, а тех, чьи преступления они раскрывают, — нет, — уточняет адвокат, правозащитник Кевин Зиис. — Тотальная слежка в интернете, "прослушка" телефонов. Предполагалось, что мы будем самой свободной страной на земле: свобода слова, СМИ, право на неприкосновенность частной жизни. Ничего из этого больше нет".

"Все готово к тому, чтобы довольно быстро перейти к тоталитарному обществу, — считает бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Уильям Бинни. — Все возможности уже созданы".

После разразившегося скандала с "прослушкой" Барак Обама призвал начать национальную дискуссию о балансе между вмешательством в частную жизнь и безопасностью. Хотя точка, считают многие, поставлена еще три века назад отцом-основателем США Бенджамином Франклином, который сказал: "Те, кто отказывается от свободы ради временной безопасности, не заслуживают ни того, ни другого".