Научный эксперимент: академики обсуждают реформу РАН

Президиум РАН проводит внеочередное заседание, на котором обсуждают законопроект о реформе системы госакадемий. Документ 28 июня 2013 года поступил в Госдуму. Предполагается объединить три академии в одну и передать управление имуществом РАН специально созданному агентству.

Президиум РАН проводит внеочередное заседание, на котором обсуждают законопроект о реформе системы госакадемий. Документ 28 июня 2013 года поступил в Госдуму. Предполагается объединить три академии в одну и передать управление имуществом РАН специально созданному агентству. Так, считают в правительстве, у ученых будет больше времени на чистую науку.

Столбик термометра на здании президиума Академии наук приближался к 40 градусам. Какой была атмосфера внутри можно было судить лишь по высказываниям после, академики встречались друг с другом без посторонних, чтобы обсудить новость: начало крупномасштабной реорганизации.

"Мнения были очень острые и многие не понимают вообще, что это за инициатива и почему она такая, а не иная. Я как мог, пытался им объяснить. Есть логика, состоящая в том, и Медведев это как раз озвучил, что чем больше ученые занимаются наукой и меньше бытовыми делами, то это хорошо. Это, действительно, правильно, это хорошо. Но реализовать это бывает очень трудно. Но договорились на правительстве, что мы поставим эксперимент и посмотрим, как это будет работать в наших условиях", — пояснил президент Российской академии наук Владимир Фортов.

"Система управления этими структурами сложилась еще в 30-40 годы прошлого века. Сложилась под влиянием субъективных факторов. И, конечно же, не в полной мере соответствует современным задачам развития страны. Эта система давно нуждается в обновлении, — пояснил глава российского правительства Дмитрий Медведев. — Важно дать возможность ученым заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством".

Академия наук вместе с академиями медицинских и сельскохозяйственных наук — это почти 150 тысяч сотрудников, под тысячу институтов и научных организаций, знаменитые на весь мир академгородки, крупные региональные отделения на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Впечатляющая своими размерами высотка на Ленинском проспекте в Москве — лишь крохотная часть всероссийской научной империи.

По плану кабинета министров, имуществом и финансами будет заниматься специально создаваемое федеральное агентство, а ученых от этого освободят. Российская академия наук, академии медицинских и сельскохозяйственных наук должны стать единым целом — общественным государственным объединением "Российская академия наук", главным научным экспертом страны.

Это и восстановление исторической справедливости — ведь медицинское и сельскохозяйственное ответвления появились только при советской власти, и, безусловная, необходимость: общемировой тренд — зарождение совершенно новых дисциплин на стыке медицины, физики, биологии и других наук.

"Это, конечно, шанс на объединение и творческого потенциала, и технологий и, безусловно, всех ресурсов, которые сегодня есть", — подчеркивает президент Российской академии медицинских наук Иван Дедов.

"По многим важным проектам, которые делаются и в области hi-tech, и в области наукоемких производств, фактически Академия наук была несколько отстранена, и роль экспертов были совершенно другие организации и люди, которые, с моей точки зрения, зачастую и не являлись экспертами", — констатирует генеральный директор ОАО "НИИМЭ" Геннадий Красников.

300-летняя история Российской академии наук — почти всегда история успеха и мощных прорывов. По-настоящему великие имена — от Ломоносова до первого нобелевского лауреата из России Ивана Павлова (в 1904 году). Настоящий расцвет академия переживает в XX веке — целая плеяда всемирно признанных ученых: Илья Мечников, Лев Ландау, Николай Семенов, Игорь Тамм, Николай Басов, Александр Прохоров, Леонид Канторович, Петр Капица, Жорес Алферов.

Академия наук — это решение жизненно важных задач, которые в тот или иной период стояли перед страной: и создание ядерного щита, и прорыв в космос.

"Весь ландшафт научный, если так можно выразиться, России, да и во многом и мира, определялся Академией наук нашей страны, — отмечает президент Российского фонда фундаментальных исследований, академик РАН Владислав Панченко. — Она была Российская академия наук, Академия наук СССР, она опять стала Российской академией наук. И это, в общем-то, наша гордость, гордость нашей страны, это наше народное достояние, я могу смело это сказать".

С момента создания академия — под патронатом государства. Власть ставила задачи и выделяла деньги. Но в 90-е годы ее фактически бросили на произвол судьбы. Речь уже не шла о прорывах, приходилось думать о банальном выживании. Здания стали сдавать в аренду, лакомые участки земель распродавать, в академию в больших количествах стали принимать, что называется, "нужных" людей. Число академиков и член-корреспондентов выросло почти в два раза. Среди них, к примеру, оказались Березовский, Хасбулатов. Одновременно — мощный отток перспективных ученых на Запад, многие из которых сегодня составляют славу зарубежных научных центров.

Выдающийся успех наших соотечественников в 2010 году: Андрей Гейм и Константин Новоселов получают Нобелевскую премию по физике. Новоселов вообще стал самым молодым лауреатом в истории. Но своих успехов они достигли не в России — оба уже долгое время живут в Англии.

Всего 2% публикаций в мировых научных журналах — такова современная российская наука в цифрах. То, что так дальше продолжаться просто не может, признавали в академии, кажется, уже все.

"Сейчас нам нечего делать в области компьютеров, — говорит вице-президент РАО "МЭС", член-корреспондент РАН Анатолий Кулаков. — Нам нечего делать в области, скажем так, радиоэлектроники — рынок занят".

"Академики всегда открыто говорят, особенно в последнее время. Они говорят и о том, что, к сожалению, сегодня академия наук на 50% состоит из людей пенсионного возраста и старше, — констатирует заместитель председателя правительства России Ольга Голодец. — Они говорят об эффективности и результативности научных исследований, которые, конечно, должны иметь другой эффект. И шаг нужно сделать. Сегодня обсуждаются и дебатируются острые моменты в ходе реформирования".

В академии говорят о недостатке финансирования и о перекосах: на пока малоэффективные "РОСНАНО" и "Сколково" государство не скупится. В правительстве сейчас заявляют: годовое финансирование академии приближается уже к 70 миллиардам рублей. Деньги немалые, а расходуются неэффективно.

"Всякая реформа болезненна, — признает заведующий лабораторией Института биологии гена РАН, профессор Константин Северинов. — Всегда могут быть ошибки, и они наверняка будут. Есть ненулевой шанс, что будет нарублено дров, от которых станет хуже. Но если ничего не делать, а именно в этом состояла стратегия прошлого академического руководства, то хуже станет гарантированно. А если что-то делать, есть какой-то шанс, что наступят изменения в благоприятном направлении".

"Необходимо создать комфортные условия для научного творчества, дать возможность творческим личностям творить в хороших условиях с тем, чтобы специально обученные люди – менеджеры — занимались менеджментом этой деятельности, — убежден Владислав Панченко. — Но вопрос разделения этих двух сфер — они, конечно, взаимосвязаны. Он требует очень деликатного подхода и тонкой проработки".

Законопроект о реорганизации академий уже находится в Думе. Вполне возможно, что на следующей неделе он может быть рассмотрен. Свои предложения и поправки готовит, конечно, и академия наук.