Историческая премьера на "России 1": кинолетопись "Раскол. Эпоха великих испытаний"

На канале "Россия 1" большая премьера. Многосерийная кинолетопись Николая Досталя "Раскол. Эпоха великих испытаний". Действие картины относится к тяжёлым временам в истории государства российского. 17-й век — раскол Русской православной церкви.

На канале "Россия 1" большая премьера. Многосерийная кинолетопись Николая Досталя "Раскол. Эпоха великих испытаний". Действие картины относится к тяжёлым временам в истории государства российского. 17-й век — раскол Русской православной церкви. Чтобы достоверно рассказать о тех событиях, авторы изучали труды выдающихся отечественных историков, актёры говорили по-старославянски, а художники брали за образец подлинные старинные гравюры.

История как она есть. С самой первой и до последней сцены киноленты. На троне Алексей Михайлович Романов. Царь Тишайший, но при этом век "бунташный" — 17-й.

Здесь и соляной и медный бунты. Но в центре внимания — раскол русской церкви. Ключевые фигуры: патриарх Никон, протопоп Аввакум и впервые на большом экране, будто сошедшая со страниц школьных учебников и полотна художника Василия Сурикова боярыня Морозова.

Этот образ сильной и решительной женщины оказался в картине едва ли не самым сложным. Красивая и волевая женщина, любящая мать, но при этом до конца преданная своей вере. Именно такой Феодосию Морозову сыграла молодая актриса Юлия Мельникова.

"Мы ездили в старообрядческие церкви, со мной занимались, учили старообрядческому языку, старорусскому", — рассказывает исполнительница роли боярыни Феодосии Морозовой актриса Юлия Мельникова.

Воссоздавать атмосферу того времени пришлось по крупицам. Кроме языковых курсов, были горы исторической литературы. Костюмы срисованы с сохранившихся гравюр: где-то это доподлинно 17-й век, где-то уже 18-й. Но главный символ самодержавия — шапка Мономаха — почти точная копия оригинала.

"Тяжела та шапка Мономаха. Очень. Когда снимались в полном облачении, и шапку одевали мне на голову, это, конечно, было мучительно", — рассказывает исполнитель роли царя Алексея Михайловича Дмитрий Тихонов.

Не менее значимыми были декорации и натура, а именно храмы и монастыри. Здесь вам и Суздаль, и Владимир, и Вологда. Часть съемок прошла даже на Соловках, как того и требовала "История государства Российского". По словам режиссера фильма, его задача была снять просветительское кино.

"Мы не судьи. Мы не хотели судить. Мы хотели показать, насколько мы могли это воссоздать, как оно было. Поэтому мы не принимали ничью сторону", — говорит Народный артист России, кинорежиссёр Николай Досталь.

Что происходило в далеком 17-м веке, и чем всё закончилось, истории уже известно. Но вот как это было, смотрите в многосерийном художественном фильме "Раскол".