Учёные рассказали о перспективах межзвёздных перелётов

Межзвёздные перелёты ≈ задача непростая и крайне затратная, но вполне осуществимая уже в течение века или двух

Межзвёздные перелёты ≈ задача непростая и крайне затратная, но вполне осуществимая уже в течение века или двух
(фото NASA/JPL-Caltech).

Учёный и футуролог Марк Миллис уже давно мечтает о межзвёздных перелётах, вкладывая все свои силы в осуществление этой мечты

Учёный и футуролог Марк Миллис уже давно мечтает о межзвёздных перелётах, вкладывая все свои силы в осуществление этой мечты
(фото, иллюстрация NASA).

Ричард Обузи основал компанию Icarus Interstellar, которая занимается взвешиванием перспектив путешествий человека по просторам нашей галактики

Ричард Обузи основал компанию Icarus Interstellar, которая занимается взвешиванием перспектив путешествий человека по просторам нашей галактики
(фото Project Icarus).

Двигатели искривления пространства-времени (варп-двигатели) существуют пока только в научной фантастике. Но, если взглянуть на космос из окна корабля на таком двигателе, то он будет выглядеть примерно так

Двигатели искривления пространства-времени (варп-двигатели) существуют пока только в научной фантастике. Но, если взглянуть на космос из окна корабля на таком двигателе, то он будет выглядеть примерно так
(иллюстрация iprimus).

Звёздная система Альфа Центавра ≈ ближайшая к Солнцу. Но и до неё на самых современных кораблях лететь около 40 тысяч лет

Звёздная система Альфа Центавра ≈ ближайшая к Солнцу. Но и до неё на самых современных кораблях лететь около 40 тысяч лет
(иллюстрация ESO/L. Calcada/N. Risinger).

"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели" Константин Циолковский

"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели" Константин Циолковский
(фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons).

Межзвёздные перелёты ≈ задача непростая и крайне затратная, но вполне осуществимая уже в течение века или двух
Учёный и футуролог Марк Миллис уже давно мечтает о межзвёздных перелётах, вкладывая все свои силы в осуществление этой мечты
Ричард Обузи основал компанию Icarus Interstellar, которая занимается взвешиванием перспектив путешествий человека по просторам нашей галактики
Двигатели искривления пространства-времени (варп-двигатели) существуют пока только в научной фантастике. Но, если взглянуть на космос из окна корабля на таком двигателе, то он будет выглядеть примерно так
Звёздная система Альфа Центавра ≈ ближайшая к Солнцу. Но и до неё на самых современных кораблях лететь около 40 тысяч лет
"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели" Константин Циолковский
Международные космические агентства в последнее время всё чаще говорят о необходимости освоения человеком межзвёздного пространства и далёкого космоса. Ведущие мировые эксперты рассказали о перспективах человека в космосе, а также способах превращения научной фантастики в повседневную реальность.

Специалисты утверждают, что человечество продвигается маленькими шажками к будущему, в котором перелёты из одной планетной системы в другую станут реальностью. По последним оценкам такое будущее наступит в течение одного или двух веков, если научный прогресс не будет стоять на месте.

Главная задача, которая стоит перед инженерами и космологами — это создание принципиально нового двигателя, который позволит преодолевать огромные расстояния космического масштаба за минимальное время. О межгалактических перелётах речь пока, конечно, не идёт. Для начала следует исследоваться нашу родную галактику — Млечный Путь.

Межзвёздные перелёты — задача непростая и крайне затратная, но вполне осуществимая уже в течение века или двух (фото NASA/JPL-Caltech).

Она состоит из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Ближайшая к Солнцу звёзда называется Альфа Центавра. Она удалена от нас на 4,3 световых года или 40 триллионов километров. Если предположить, что ракета с обычным двигателем вылетит с Земли сегодня, то она достигнет Альфы Центавры лишь через 40 тысяч лет! Безусловно, такая космическая миссия кажется полным абсурдом.

"Человечеству необходимо долго и методично двигаться к разработке нового типа двигателя. Сегодня существует уже масса теорий насчёт того, каким он будет, но которая из них сработает — мы не знаем. И потому я считаю бессмысленным делать акцент лишь на какой-то одной технологии", — говорит Марк Миллис (Marc Millis), бывший глава проекта NASA по разработке новейших технологий в области двигателестроения (BPP) и основатель фонда Tau Zero.

На сегодняшний день учёные пришли к выводу, космические корабли будущего смогут летать с помощью термоядерного двигателя, двигателя на антиматерии, солнечного паруса или двигателя искривления пространства-времени (или варп-двигателя, известного поклонникам сериала Star Trek). Последний теоретически должен сделать возможными перелёты быстрее скорости света, а значит, и небольшие путешествия во времени.

Конечно же, все эти технологии пока лишь описаны, но как их воплотить в жизнь — никто не знает. Поэтому пока не ясно, которая из них подаёт больше всего надежд. Правда, несколько солнечных парусов уже летали в космосе, но для пилотируемых межзвёздных перелётов потребуется парус площадью чуть больше, чем Архангельская область. Принцип его работы почти такой же, как и у ветряного паруса, только вместо потоков воздуха выступают сверхсфокусированные лучи света, испускаемые мощным лазером, обращающимся вокруг Земли.

Миллис утверждает в пресс-релизе своего фонда Tau Zero, что правда где-то посередине между уже почти привычными солнечными парусами и совсем фантастическими варп-двигателями.

Двигатели искривления пространства-времени (варп-двигатели) существуют пока только в научной фантастике. Но, если взглянуть на космос из окна корабля на таком двигателе, то он будет выглядеть примерно так (иллюстрация iprimus).

"Необходимо делать научные открытия и медленно, но верно продвигаться к цели. Чем больше людей мы сможем заинтересовать, тем больше финансирования привлечём, а его сейчас катастрофически не хватает", — рассказал Миллис. Он считает, что финансирование для крупных проектов необходимо собирать по крупицам, не рассчитывая, что кто-то один вложит целое состояние в реализацию слишком амбициозных планов.

По всему миру существует масса энтузиастов, которые верят в то, что будущее необходимо строить уже сегодня. И Миллис — не единственный, кто верит в то, что межзвёздные путешествия — это лишь вопрос времени. Ричард Обузи (Richard Obousy), президент и сооснователь компании Icarus Interstellar, говорит: "Межзвёздные перелёты — это международная инициатива многих поколений, требующая огромных финансовых и интеллектуальных затрат. Уже сегодня мы должны запускать необходимые программы, чтобы через сотню лет мы смогли вырваться за пределы Солнечной системы".

В августе 2013 года компания Icarus Interstellar организует научную конференцию Starship Congress, на которой ведущие мировые эксперты обсудят возможности и последствия межзвёздных перелётов. Организаторы говорят, что на конференции будет и практическая часть, на которой будут рассматриваться краткосрочные и долгосрочные перспективы освоения дальнего космоса.

Подобные космические путешествия требуют затрат огромного количества энергии, о которых сегодня человечество даже не мыслит. Неправильное использование энергии может нанести невосполнимый ущерб как нашей планете, так и тем, на поверхность которых человек захочет высадиться. И потому для участия в разработках и миссиях нужны люди, которые со всей ответственностью будут подходить к этим вопросам, считает Миллис.

Несмотря на все препятствия и нерешённые проблемы, и Миллис, и Обузи считают, что у Человечества есть все шансы вырваться за пределы своей "колыбели". Бесценные данные об инопланетных мирах, экзопланетах и звёздных системах, собранные космическими обсерваториями "Кеплер" и "Гершель", которые недавно завершили свои миссии, помогут учёным в составлении тщательных планов полётов.

На данный момент открыто и подтверждено существование уже 850 экзопланет, многие из которых являются суперземлями, то есть обладают массой, сравнимой с земной, и многие находятся в обитаемой зоне своих звёзд, то есть способны поддерживать воду в жидком виде на своей поверхности.

Не далёк уже и тот день, когда астрономы подтвердят наличие экзопланеты, как две капли воды похожей на нашу Землю. И тогда финансирование проектов по разработке двигателей будущего взлетит до небес.

Звёздная система Альфа Центавра — ближайшая к Солнцу. Но и до неё на самых современных кораблях лететь около 40 тысяч лет (иллюстрация ESO/L. Calcada/N. Risinger).

В достижении будущего человечества помогут и компьютерные технологии. Как предсказывал американский футуролог Рэймонд Курцвейл, однажды у человечества может появиться компьютер, мощность которого превысит все мыслительные способности Человечества, вместе взятого. А ведь шаги на пути к такой машине уже делаются.

Свою роль должны сыграть космический туризм и добыча полезных ископаемых с астероидов, что звучит уже не так необычно, как межзвёздные или даже межпланетные перелёты. Человеку необходимо научиться использовать ресурсы не только своей планеты, но и всей Солнечной системы, считают эксперты. "Если расширится спектр ресурсов, то и возможностей для финансирования станет намного больше", — добавляет Обузи.

По словам специалистов, если люди грамотно будут продвигаться на пути к будущему, то первый межзвёздный перелёт может стартовать уже в конце этого века.

Также по теме:
Инженеры построят ракету с термоядерным двигателем для полётов на Марс 
NASA и ESA разрабатывают космический корабль для дальних экспедиций
NASA разрабатывает солнечные батареи для космических кораблей будущего
NASA отобрало восемь человек, которые будут осваивать дальний космос  
NASA объединилось с частной компанией для определения перспектив освоения космоса  
Учёные NASA задумали захватить астероид