Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Помочь Сноудену готовы лишь Путин и Моралес

Разоблачитель американских спецслужб Эдвард Сноуден вновь не дождался ни одного официального предложения о политубежище, хотя география стран, к которым он обратился, впечатляет – их два десятка. Владимир Путин заявил, что он может остаться, если прекратит свою деятельность против США.

Разоблачитель американских спецслужб Эдвард Сноуден вновь не дождался ни одного официального предложения о политубежище, хотя география стран, к которым он обратился, впечатляет – их два десятка. Половина из них уже ответили отказом — в частности это страны ЕС, а также Индия и Бразилия. Почти все мотивировали свой отказ тем, что просить убежище человек может, только находясь на их территории. Среди тех стран, которые вроде бы согласны принять Сноудена — Боливия, Венесуэла и с некоторых пор очень неоднозначно Эквадор.

Но официальных решений — никаких. С конкретным предложением к Сноудену выступила только Россия. Владимир Путин заявил, что он может остаться, если прекратит свою деятельность против США. Но на это отказом ответил уже сам Сноуден. Таким образом, он продолжает оставаться в транзитном зале аэропорта Шереметьево.

Сноуден передумал, в России он не останется. Формально он и так не в России, ведь транзитная зона аэропорта Шереметьево — это юридически уже "заграница". Но теперь бывший сотрудник ЦРУ точно решил искать убежища в других странах. Он разослал документы почти двум десяткам государств.

Свое решение Сноуден принял после того, как накануне Владимир Путин озвучил условия, при которых беглый агент может остаться в нашей стране. "Если он захочет остаться здесь, есть одно условие — он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как то ни странно прозвучит из моих уст. Но именно в силу того, что он чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен. Так что он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться", — заявил глава государства.

Хотя журналисты активно искали Сноудена в Шереметьеве. Вероятнее всего, живет Сноуден в капсульном отеле в этой транзитной зоне, потому что больше тут остановиться негде. Позавидовать агенту трудно — за неделю пребывания он наверняка выучил наизусть меню всех местных кафе и ресторанов. Кроме того, надо полагать, Сноудену здесь довольно скучно. Российские спецслужбы с ним не работают, его не вербуют, агентом СВР или ГРУ он не являлся и не является. Это 2 июля заявил Дмитрий Песков, об этом еще неделю назад говорил и сам Владимир Путин, уточнив, что вообще-то в Москве Сноудена никто не ждал.

"Для нас это была полная неожиданность, ни других документов. Он, как транзитный пассажир, имеет право купить билет и лететь, куда он хочет. В любом случае, я бы лично предпочитал не заниматься подобными вопросами. Потому что это все равно, что поросенка стричь, — визгу много, а шерсти мало", — заметил он.

Вашингтон неоднократно требовал у России выдачи Сноудена, но вот как раз сделать этого Россия не может. Во-первых, сам Сноуден считает себя правозащитником и борцом за свободу слова и демократию. Российские правозащитники и правозащитные организации и их коллеги за рубежом с этим, в целом, согласны. Соглашения о взаимной выдаче у России с США нет, а кроме того, РФ приняла Женевскую конвенцию о беженцах, которая обязывает Россию не выдавать беженца, тем более, что он запрашивает политическое убежище в другой стране. И главное — Сноудену в США грозит смертная казнь.

Есть и еще один важный пункт, об этом накануне говорил Владимир Путин. "Россия никогда никого никуда не выдает и выдавать не собирается", — заявил он. Были, конечно, случаи, когда, например, наших разведчиков, пойманных в США, меняли на американских агентов, пойманных в России. Но вот Сноудена никто, во-первых, не ловил, а во-вторых, он не российский агент.

Сам Сноуден сообщил через портал WikiLeaks, что США оказывают давление на разные страны, чтобы не дать ему возможности получить убежище. Между тем глава Боливии, известный антиамериканист, социалист и друг покойного Чавеса Эво Моралес заявил, что мог бы предоставить агенту ЦРУ убежище. Боливия, сказал Моралес, готова принять людей, которые разоблачают шпионаж.