Интернет-поиск по-русски

Российская компания Mail.ru запустила собственную технологию поиска. Что это значит для рынка и для пользователей?

В российском сегменте Интернета появилась новая поисковая система, хотя видимых изменений при этом не произошло. Компания Mail.ru запустила собственную технологию поиска. Строка запроса осталась на месте и выглядит по-прежнему, но раньше до 60 процентов поисковых запросов Mail.ru обрабатывалось при помощи алгоритмов Google, теперь же российский портал провозгласил собственную "Декларацию независимости".

Над созданием собственного движка компания работала несколько лет. Хотя это дорого и сложно, но разработчики уверены в успехе. Генеральный директор и председатель Совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин пояснил: "Мы понимаем, что для того, чтобы предоставить качественный продукт для наших пользователей, нам нужна достаточно большая гибкость в продукте. Если вы берете технологию от какого-то стороннего поставщика, обычно эта гибкость отсутствует".

До 2010 года поисковые услуги для Mail.ru предоставлял "Яндекс", в последние три года — Google. И вот теперь настало время самостоятельности. За последние полгода компания увеличила объем обработанных данных в два раза — с пяти до десяти миллиардов документов. На обработку поисковых запросов выделено несколько тысяч дополнительных серверов, а число сотрудников, занимающихся разработкой поисковой системы, выросло с 15 до 200 человек.

В своем пресс-релизе компания провела красивое сравнение Интернета с космическими программами. Так, если поиском внеземных цивилизаций занимаются девять стран, то национальным интернет-поиском озаботились только пять. При этом космос требует постоянных затрат, а интернет-поисковик позволяет заработать. В 2011 году объем этого рынка превысил половину триллиона рублей, и с тех пор он стремительно растет.

Еще одно нововведение: компания Mail.Ru сменила модель монетизации поиска. Если раньше контекстную рекламу обеспечивал сервис Google AdSense, теперь – "Яндекс.Директ". С одной стороны, это конкурент, с другой — тоже россиянин. Основатель Liveinternet.ru Герман Клименко предполагает: "Одна из маленьких уязвимостей Google заключается в том, что цены на рекламу в нем пониже, чем в "Яндекс.Директе" в силу того, что "Яндекс" начал в России раньше работать, и объемы были побольше. В Интернете работает правило: чем больше рекламы, тем она дороже. Безусловно, я думаю, что Mail.ru не был доволен доходами, которые он получает с Google, но тогда были определенные политические обязательства или еще что-то".

Mail.ru — не первая технологическая компания, которая отказывается от сотрудничества с Google. Так, в прошлом году корпорация Apple отказалась от предустановленного поиска Google в операционной системе iOS 6, а заодно и от видеосервиса YouТube и картографической информации, посчитав, что это будет полезно для дальнейшего развития. Видимо, того же мнения придерживаются и в Mail.ru.

Генеральный директор и председатель Совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин подчеркивает: "Развивая свою собственную поисковую технологию, мы накапливаем большое количество знаний внутри, которые можно применять не только в поиске, но и в других наших ключевых продуктах – в почте, в социальных сетях. И, бесспорно, этот опыт, эти навыки нам будут очень полезны и пригодятся".

Сейчас прямой вклад Интернета в российскую экономику составляет около двух процентов, а в ближайшие пять лет может удвоиться. Такие прогнозы дают в российском правительстве. Для сравнения, у Соединенных Штатов этот показатель почти достигает пяти процентов, у Британии — 5,5 процента.

По данным comScore, аудитория поисковика Mail.ru в мае 2013 года составила 39,5 миллиона пользователей. Liveinternet.ru приводит рейтинг поисковых порталов: самую большую долю в России занимает "Яндекс" — 61,6 процента, на втором месте Google с долей 26,3 процента, поисковик от Mail.ru занимает долю в 8,6 процента, а Rambler – 1,3 процента.

Скептики считают, что увеличить число поисковых запросов с помощью собственной поисковой системы Mail.ru вряд ли удастся, но, по крайней мере, это поможет сохранить позиции, которые, если смотреть дальше Москвы, не так уж и плохи. "Если внимательно посмотреть по России, как распределяется доля "Мейла", то мы увидим, что Москва — она фрондирует. У Москвы шесть-семь процентов, у Санкт-Петербурга то же самое. Но как только мы пойдем в Сибирь, то мы выясним, что, например, во Владивостоке доля поисковика "Мейла" – 16 процентов", — поясняет Герман Клименко

Тем временем, в статистике мировых поисковых систем произошло знаковое изменение: "Яндекс" переместился на четвертую позицию в мире, "отодвинув" Bing. Иными словами, поиск "Яндекса" обогнал поиск Microsoft. Теперь доля "Яндекса" в общемировом поиске составляет 2.8 процента против 2.5 процента Bing. Мировым лидером в поиске по-прежнему остается Google — 65.2 процента, и догнать его в обозримой перспективе вряд ли возможно.