Тема:

Кризис власти в Египте 3 года назад

Год Мурси: надежды и разочарования

Мухаммед Мурси

Мухаммед Мурси
фото EPA


фото EPA

Мухаммед Мурси
Мухаммед Мурси низложен – об этом вечером 3 июля сообщило военное командование Египта. Действие Конституции временно приостановлено, а исполняющим обязанности главы государства стал председатель Верховного Конституционного суда Адли Мансур. Каким стал год правления Мухаммеда Мурси?

Военное командование Египта исполнило свой ультиматум от 1 июля, отстранив от власти президента страны Мухаммеда Мурси и приостановив действие Конституции. Исполняющим обязанности президента назначен председатель Верховного Конституционного суда Адли Мансур – сегодня он принял присягу в президентском дворце. Сам Мухаммед Мурси помещен под арест – ему запрещен выезд из страны. В данный момент он находится в здании министерства обороны. В Каире и других крупных городах продолжаются столкновения между противниками Мурси и его сторонниками, настаивающими на том, что он был избран демократическим путем. За три дня в столкновениях погибли 32 человека, более четырех сотен получили ранения.

Наверное, для того чтобы понять текущую ситуацию в Египте, стоит разобраться в том, каким был единственный год президентства Мухаммеда Мурси: чего от него ожидали и как он разочаровал своих избирателей. Нужно сказать, что Мурси отнюдь не был фаворитом президентской гонки: в отличие от других лидеров протеста, будь то председатель ЛАГ Амр Муса или генеральный директор МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии Мохаммед эль-Барадеи, он не был известен мировой общественности, а второй тур выиграл с перевесом всего в 4%. И это при том, что его главным соперником был один из ближайших сподвижников Мубарака, бывший министр гражданской авиации Ахмед Шафик. Хотя на выборы Мурси шел от "Партии свободы и справедливости", основанной "Братьями-мусульманами", запрещенными при Мубараке, победа Мурси вовсе не означала всенародной поддержки этого движения – в первом туре он набрал меньше четверти голосов.

Как бы то ни было, 17 июня 2012 года Мухаммед Мурси был объявлен президентом, а 30 июня принес президентскую присягу, предварительно покинув "Партию свободы и справедливости". Тем не менее, для большинства египтян вскоре стало ясно, что, несмотря на официальный разрыв с "Братьями-мусульманами", Мурси стал действовать практически в их интересах. Чуть больше чем через месяц, 12 августа президент отправил в отставку начальника генштаба Сами Аннана и министра обороны Хусейна Тантави, который в период междувластия исполнял обязанности главы государства, а также принял поправки к Конституционной декларации, отменив ограничения, накладываемые военными. Однако тогда армейское командование не решилось смещать всенародно избранного президента, и было вынуждено согласиться.

Следующим шагом Мурси по укреплению президентской власти стал его указ об отставке влиятельного главы Верховного Конституционного суда Абдельгамида Махмуда, который, однако, отказался покинуть свой пост, чем спровоцировал в Египте конституционный кризис. Учитывая, что в тот момент полным ходом шла разработка текста новой Конституции страны, конфликт президента с председателем суда пришелся совсем некстати. В итоге Мурси нашел довольно экстравагантный выход из положения: 23 ноября президент подписал новую Конституционную декларацию, наделившую его практически неограниченными полномочиями. Согласно декларации, ни одно решение, принятое президентом с момента его вступления в должность, нельзя было обжаловать через суд, а парламент и Конституционную Ассамблею, которую на тот момент в знак протеста покинули практически все оппозиционные депутаты, не подлежали роспуску.

Протесты на площади Тахрир, которыми ответила оппозиция на этот шаг, фактически стали прообразом недавних событий – многие египтяне, лично участвовавшие в свержении Мубарака, восприняли действия Мурси как возвращение к диктатуре. И хотя манифестанты на Тахрире были разогнаны с применением слезоточивого газа, люди продолжали собираться до тех пор, пока не добились отмены новой декларации, о которой было официально объявлено 9 декабря. К тому моменту уже был готов текст новой Конституции, почти полностью написанной исламистами: коптские и либеральные делегаты отказались работать над документом, когда поняли, что их никто не слышит, а ультрарелигиозные салафиты – из-за того, что текст основного закона не был полностью построен на нормах шариата. Тем не менее, несмотря на многочисленные протесты и призывы к бойкоту конституционного референдума, он был проведен – и 26 декабря избирком заявил, что новая Конституция была принята 57% голосов, причем, Каир и другие крупные города голосовали "против".

Новый текст основного закона получился довольно спорным и, по большей части, отличался от предыдущей версии 1971 года не в лучшую сторону. Если не считать ограничения президентского правления двумя сроками, оппозицию не устроило в новой Конституции практически все: от статьи о клевете, которая была воспринята как наступление на свободу слова, до зафиксированной необходимости "сохранить истинную природу египетской семьи". К тому же, пусть новый текст гарантировал равенство для мусульман, христиан и иудеев, он никак не фиксировал положение атеистов и, например, буддистов. В общем и целом, итоговый текст новой Конституции был воспринят большинством экспертов – и египетских, и западных – как уход от светского пути развития страны.

Хотя принятие спорного текста Конституции, за которую не голосовали крупные города, было также встречено массовыми акциями протеста, Мурси наотрез отказался отменять или пересматривать итоги референдума, посоветовав гражданам поменьше митинговать и побольше работать. Однако уже через три месяца по стране прокатилась новая волна беспорядков. Причиной стало решение суда города Порт-Саид, приговорившего 21 футбольного болельщика, обвиняемых в массовых беспорядках, в которых погибли около 50 человек, к смертной казни. Начавшись с Порт-Саида, протесты быстро перекинулись на Каир и Александрию – дело дошло до перекрытия Суэцкого канала и вмешательства армии. И хотя президенту и в этот раз удалось сохранить власть, системный политический кризис стал очевидным.

Тем временем, на низовом уровне в Египте шли процессы, которые при всем желании сложно было бы назвать достижениями демократии. По всей страны участились нападения на синагоги и шиитские мечети, а многие христиане-копты, которые, кстати, составляют примерно 7 % населения Египта, были вынуждены бежать в другие страны от убийств и погромов, совершаемых при попустительстве властей. В итоге даже те, кто голосовал за Мурси на выборах, стали замечать признаки исламизации, о которой совсем не просили. Народное недовольство резко усугубило стремительное ухудшение экономической ситуации – поток туристов, приносивших государству колоссальный доход, превратился в тоненький ручеек, а МВФ и ведущие страны мира все чаще стали отказывать Египту в выдаче кредитов. К тому же, начавшиеся вскоре после протестов в Порт-Саиде аресты политических активистов дали понять многим оппозиционерам, что вскоре могут прийти и за ними.

Революция 30 июня не стала неожиданностью: ее ждали и к ней готовились. Год правления – знаковый срок для любого президента – в случае Мурси большей частью прошел в нескончаемых протестах. "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е", десятилетиями находившиеся на подпольном положении, обрели долгожданную власть, но не смогли оправдать чаяния тех, кто своими руками сделал революцию 2011 года, порой, ценой собственной жизни. Вместо растущей интеграции в мировое сообщество молодые и образованные египтяне получили ползучую исламизацию, а вместо всеобщего равенства – разжигание конфессиональной вражды и религиозный экстремизм. В итоге офисы "Братьев-мусульман" все чаще стали подвергаться нападениям, а президент, пришедший на волне протеста, сам стал его жертвой.

Теперь, согласно "дорожной карте", обнародованной военным командованием, страну ждут пересмотр Конституции и досрочные президентские выборы. Многие противники Мурси, например, Мохаммед эль-Барадеи, воспринимают такое решение как "перезапуск" революции 2011 года, другие считают происходящее полноценным военным переворотом. В пользу последних говорит тот факт, что президенту Мурси, а также лидерам "Братьев-мусульман" и других религиозных политических партий запрещен выезд из страны. Также стало известно, что апелляционный суд Египта оставил в силе приговор премьер-министру правительства Хишаму Кандилю – в апреле он был осужден за неисполнение решения суда об отмене приватизации нескольких предприятий, однако подал апелляцию. Теперь Кандилю предстоит провести год в тюрьме, хотя его дальнейшая судьба будет сильно зависеть от того, кто станет следующим президентом страны и как долго он сможет продержаться на этом посту.