Тема:

Выборы мэра Москвы-2018 5 лет назад

Собянин: московское выборное законодательство – одно из самых либеральных в стране

О своем отношении к насущным проблемам столицы – порой и в их федеральном преломлении – и способах их решения рассказал гость программы Сергея Брилева "Вести в субботу", врио мэра Москвы Сергей Собянин.

О своем отношении к насущным проблемам столицы – порой и в их федеральном преломлении – и способах их решения рассказал гость программы Сергея Брилева "Вести в субботу", врио мэра Москвы Сергей Собянин.

- Вы меня, пожалуйста, контролируйте, потому что я москвич, мне, естественно, хочется про метро поговорить, про все это, но у нас всероссийская аудитория. Поэтому вы мне не давайте забывать о Москве, а я вам буду напоминать о всероссийском интересе.

- К сожалению, меня тоже больше тянет на метро и на Москву, чем на общеполитические темы.

- Аудитория у нас вами федеральная.

- Хорошо.

- Смотрите, есть такая всероссийски значимая станция московского метро как “Юго-Западная”. Вашими трудами она перестанет быть конечной, но пока она конечная, она для меня родная, я давеча туда зашел, сел в вагон, и я понял, что на весь вагон русский язык только у меня. И вот эта сама миграция и легальная и нелегальная это, конечно, огромная проблема и для Москвы и для всех больших городов. Сейчас есть разные предложения: давайте публиковать списки иностранной рабочей силы силами работодателей, их зарплаты, давайте делать таким образом невыгодным найм иностранцев. Как вы к этим предложениям всем относитесь, одна из явно главных политических тем?

- Конечно, проблема колоссальная, ей надо заниматься, просто не надо ее забалтывать и придумывать какие-то мифические совершенно неприемлемые вещи. Вы можете себе представить, у Москвы тысячи подрядчиков некоторые подрядчики нанимаются буквально на месяц-два сезонных работ. И вот мы будем бегать, заставлять их публиковать какие-то там отчеты. Ну, во-первых, это нереально, а, во-вторых, это запрещено федеральным законом о персональных данных. Ну, и, в-третьих, мы должны же проверять все это дело, мы откроем целую кормушку для чиновников, которые будут что-то якобы проверять и о чем-то договариваться с этими предприятиями. На мой взгляд, нужно идти по тому пути, по которому мы уже пошли. Это жесткий контроль над предприятиями, наказания работодателей, высылка всех мигрантов, которые нарушили миграционное законодательство, без права возвращения в Россию. Это вот сегодня уже начало работать, и приносит определенные плоды. Я не скажу, что там стало что-то идеально, но, по крайней мере, мы нащупали путь, по которому должны идти. И последнее. Мне кажется, что как можно быстрее надо переходить на иностранные паспорта, чтобы к нам ехали не с бумажками на границе, а с реальными паспортами, чтобы мы могли этих граждан идентифицировать.

- А я, кстати, через день, на второй, если не чаще вижу, сейчас операции ФМС, идущие в Москве, облавы идут просто заметно. А вот операция “Заслон 1”, это часть этой?

- Это часть этого, из этой же серии. Мы и миграционную службу "подкручиваем", что называется, и полицию для того, чтобы активно зачищать и наши рынки и наши предприятия, там, где мигранты пребывают. “Заслон 1” — это полицейское мероприятие, вот буквально за трое суток было задержано 2,5 тысячи мигрантов, 80 из них выслано, раскрыто 600 преступлений, обнаружено 80 преступников. Поэтому такая, казалось бы, разовая, но достаточно эффективная вещь. Главное, чтобы из разовых мероприятий они превратились в плановые и постоянные, “Заслон 1”, я надеюсь, будет “Заслон 2” и 3, превратится в нормальную системную работу.

- Давайте сейчас пинг-понгом пройдемся по нескольким темам, потом, может, к деталям вернемся. После того, как паркоматы появились на улицах Москвы, центр поехал, вот, может быть, мне сейчас кто-нибудь скажет: вот, подыгрывает Собянину, поехал — я за рулем, я вижу. Но есть более радикальные предложения: давайте введем платный въезд в центр вообще, как это есть в некоторых других городах. Как вы к ним относитесь?

- В некоторых других городах — это в Лондоне. Практически в Европе нигде нет.

- В Осло еще.

- Да, ну может быть. Москва имеет радиально-кольцевую структуру, можете себе представить, мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделали заложниками всех жителей Центрального округа, которые даже домой должны въезжать по плате и выезжать, это первое. Во-вторых, и огромный поток автомобилистов пытаются объехать центр по бесплатным дорогам, например, по тому же третьему транспортному кольцу, и все просто окончательно встанет. В этой сложной проблеме нет легких путей решения. Помимо того, что мы сейчас делаем — постепенно наводим порядок в парковочном пространстве. Вы заметили, мы не сразу по всему городу взялись. Могли бы его остановить. Но этого не нужно делать для того, чтобы параллельно успевать строить, развивать общественный транспорт, метро, автомобильные трассы, на которых уже курсируют по выделенным полосам автобусы, такси и так далее. Это две системы — с одной стороны жёсткое администрирование, с другой стороны — дать возможность комфортно гражданам проехать на общественном транспорте. Они должны параллельно идти, и всякие революционные вещи здесь, мне кажется, неприемлемы.

- Ну, если посоветовать другим крупным городам из того, что попробовали, что непременно вы оставите в Москве, что посоветуете другим?

- Ну, во-первых, наводить в любом случае порядок в парковочном пространстве. Потому что если машины стоят у вас, занимают 2-3 полосы движения, то дороги просто все останавливаются.

- Я такое видел в Екатеринбурге, Тюмени, Красноярске, Владивостоке.

- И в Москве, это как здрасте вам, что называется. Но вы видите, что мы постепенно наводим там порядок. Постепенно, но планомерно, и не останавливаясь. Это первое. Второе. Все города, большие или малые, должны делать упор на общественный транспорт. Количество автомобилей у нас уже достигло европейского уровня, мы стремимся уже к американскому уровню, но, естественно, что все машины одновременно на улицы города выехать не могут, они просто не проедут там. Поэтому по всем городам, конечно, надо развивать общественный транспорт, и регулировать движение.

- Там есть одна деталь, я на нее обратил внимание, когда оплачивал парковку на Суворовском бульваре. Посмотрел я на этот паркомат, большие сомнения у меня, что зимой там дырочка вот эта для кредитки не замерзнет. И, таким образом, я потихонечку в зиму хотел войти, когда, собственно говоря, когда состоятся уже выборы мэра Москвы. Давайте до этого еще один вопрос. А Мосгордуму не пора бы тоже досрочно переизбрать?

- Есть такие призывы: давайте мы ее распустим, давайте быстрей изберем, она нам не нравится. Но это такое сотрясание воздуха. Дело в том, что выборы в Мосгордуму состоятся уже в следующем году в сентябре, и выборы в региональные власти проходят в один день голосование, которое один раз в году проводится. Распустится она, не распустится — она все равно будет избираться в сентябре 14-го года. Поэтому ни ускорить этот процесс, ни замедлить невозможно. Поэтому призывы о том, что мы ее распустим, и она, якобы, быстрее переизберется, они, по-моему, просто популистские.

- Выборы мэра вы ускорили, 33 претендента в настоящий момент на этот пост, еще не кандидаты, там есть юридическая тонкость. Вы их вообще остальных 32 знаете?

- К сожалению, нет, но я надеюсь, что те, которые пройдут всевозможные фильтры, зарегистрируются, реальными станут кандидатами, все-таки, будут более-менее известные люди. Тем более что в этой гонке, в этой компании участвуют ведущие политические партии страны, это КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", несмотря на то, что она непарламентская партия, но достаточно известная.

- Ну, ладно, вы сейчас дали мне такую информационную взятку, но я сразу ее не буду заглатывать, я хочу вернуться чуть попозже к этой теме, сейчас давайте по конкретике. Один из возможных претендентов на пост мэра Москвы уже предлагает такой вариант: давайте мы капитальный ремонт в городе сделаем. Я думаю, это опять же, очень всероссийский вопрос. Капитальный ремонт в домах будем проводить не на городской бюджет, а выдавать жителям кредиты, а потом они с этими кредитами, проведя ремонт сами, придут к городским властям, и, в общем, некий взаимозачет произойдет. Ну, в принципе, так на первый взгляд очень либерально экономически.

- Абсолютно. Либерально, но как многие либеральные такие вот мероприятия, слегка оторванные от жизни, может привести к печальным последствиям.

- То есть, вы против?

- Представьте себе, что человек взял кредит на ремонт своего дома, межремонтный период там лет 20 — 25, в течение 25 лет на это накрутятся проценты, а в результате стоимость этого ремонта будет в три раза дороже. Ему придется отдать в залог свою квартиру, в результате он может остаться и без денег и без квартиры. Это совершенно неподъемно, и мне кажется, не очень приемлемая вещь, но если кто-то желает, пожалуйста, никто не возражает. Сегодня в Москве мы делаем бесплатный выборочный ремонт, практически каждый 7-й дом отремонтирован за два последних года. Первоочередные мероприятия связаны с ремонтом кровли, фасадов и так далее, плюс к тому, бесплатно меняем лифты на современные. А если переложить стоимость лифта на одну квартиру, это 60 тысяч рублей человек должен был бы заплатить. И общий капитальный ремонт когда мы делаем, то софинансирование проводится не более 5%. Это, мне кажется, более щадящие условия, более приемлемые. Взвалить всю стоимость, да еще через кредиты на человека, мне кажется, это слишком жестко и малореально.

- Давайте вернемся в таком случае к дорожному движению, еще один возможный претендент на пост столичного градоначальника предлагает резко, радикально увеличить количество сотрудников ДПС на улицах, чтобы действительно, стояли и своими глазами все это и руками регулировали. Тоже, в принципе, так звучит, на первый взгляд?

- Наверно, да, но мы вообще уже в какую-то архаическую пещерную ситуацию уходим, где на каждом перекрестке должен человек с палкой размахивать руками и чего-то регулировать. Все перекрестки связаны между собой, они должны регулироваться в одной системе, и такая система в Москве создается — интеллектуальна транспортная система, одна из лучших в мире. Она будет запущена в полном объеме в следующем году уже, но сегодня мы ее апробировали, к примеру, в Зеленограде, получили прекрасные результаты. Движение ускорили процентов на 15, ДТП уменьшилось на 25 процентов.

- Я помню, мы с вами первый раз такую историю обсуждали в Сингапуре, когда мне очень журналистски повезло, я вас записал в качестве кандидата в кандидаты мэра. И все думали, наверно он что-то знает, мы тогда с вами наблюдали?

- Кстати, в Москве, вы знаете, что каждый год увеличивалось количество ДТП и смертей на дорогах. Так вот по тем магистралям, где мы поставили свои системы видеонаблюдения и так далее, количество смертей вот за пять месяцев сократилось на 40%, Сергей, на 40. Это колоссальная цифра, это сотни спасенных жизней, поэтому надо идти, конечно, использовать самые современные интеллектуальные системы, а не пытаться вернуться к какому-то совершенно архаическому способу регулирования.

- Сергей Семенович, я вот чего опасаюсь. Сейчас нас вами смотрят зрители в других городах и, в общем, испытывают часто чувство такой неприязни к Москве: ну, денег много, живут по-другому, чем остальная страна. Это, на мой взгляд, не совсем справедливо. К счастью, сейчас много других городов развивается весьма и весьма динамично, но, тем не менее, вот слушают они нас с вами, слышат цифры, которые звучат из ваших уст, и у них возникает системный вопрос, и к своим властям и к московским. Если слушать иных оппозиционеров и ваших конкурентов о том, что система проведения торгов конкурсных в городе непрозрачная, что город, собственно говоря, теряет из-за этого деньги. И что с этим надо что-то делать. Это, конечно, такое предложение немножко из космоса, потому что это над каждым проверяющим, еще по одному проверяющему посадить, но все-таки тема проведения конкурсных торгов, она есть, как вы на нее смотрите?

- Такие темы абсолютно правильные и актуальные, и с первых дней, когда мы начали работать в правительстве, всей командой начали заниматься этой проблемой, и я должен сказать, что это принесло вообще серьезные успехи серьезную экономию. Мы за прошлый год сэкономили около 20% от всех наших затрат. По московским меркам, это огромная цифра, около 145 миллиардов. За этот год сэкономлено около 50 миллиардов. Каким образом это достигли. Во-первых, все организаторы торгов прошли тест на детекторе лжи, и 2/3 из них пришлось освободить свои должности.

- А есть, кто сразу отказывается?

- Есть некоторые, которые пытаются судиться, это первое. Второе. При проведении аукционов участники аукциона зашифрованы, никто не знает наименование реальной этой фирмы для того, чтобы их не разводили. В-третьих, в каждом конкурсе участвуют по 4-5 человек, вернее, 4-5 юридических лиц, которые претендуют на этот конкурс и так далее и так далее. Это целая система, и по некоторым позициям, например, там закупка медицинского оборудования, мы достигли снижения не на 20% и не 30%, а в 3-4 раза. Это серьезная добавка к бюджету, за счет которого мы закупили еще сотни тысяч единиц техники.

- Вы видели статью про себя в “Коммерсанте” на этой неделе? Ну, я не знаю, все ли вы успеваете читать. Там было написано, что вы очень неправильный мэр. Самовыдвиженцев допускаете, парки открываете, бюджет экономите. Я повторяю, это “Коммерсант” написал, это не какая-то ...

- Удивительно ...

- Ну, вот я посмотрел, как вас сейчас начнут щипать ваши конкуренты потенциальные. Три таких я темы нашел, по которым очень трудно отбиться, на самом деле. Потому что народу-то понравится. Вот, например, предлагается в четыре раза повысить доплату к пенсиям, обеспечить пожилых людей бесплатными лекарствами и освободить их от уплаты услуг ЖКХ. Ну, вообще беспроигрышные лозунги-то.

- Да, конечно. Я вообще за то, чтобы не в четыре раза, а гораздо больше увеличить и пенсии, и доплаты. Наши пожилые люди, ветераны достойны этого. Но при этом, беспочвенным обещаниям в нашей стране уже давно никто не верит. В 90-е годы тоже обещали. Мало того что обещали, еще и напринимали законов, в результате страна чуть не вылетела в трубу. В результате вообще не платили пенсий и зарплат. Если прямо исполнить то, что предлагается, мы должны изыскать где-то 500-600 миллиардов денежных средств дополнительных. Это значит прекратить финансирование образования, здравоохранения, инвестиций. Город просто обанкротится буквально в течение года. Это первое. Если не платить за услуги ЖКХ, то я думаю, что и ЖКХ нам не будет предоставлять услуг. И мы забудем, что такое горячая вода и отопление. Можно конечно и такими посулами заманивать избирателей. Но я думаю, что москвичи достаточно грамотные люди и могут различить правду от совершенно какой-то выдумки.

- Москвичей становится с каждым днем больше. Но был момент, когда не только люди по собственной воле приехали в Москву, а их к Москве присоединили. Собственно, ровно год после появления самого понятия “Новая Москва”. Мы с вами довольно регулярно встречаемся, наверное, раз в квартал. Я периодически вас спрашиваю: кто туда в итоге переедет, что, видно, что интриг много. Я сейчас не буду в это делать влезать. В целом у вас какое ощущение? Обуза это для города или это шанс все-таки для города?

- Москва среди всех своих собратьев столичных самый безземельный город был. Земли было меньше, чем у Лондона, у Парижа, у Нью-Йорка.

- Правда, на душу населения, серьезно?

- Значительно, значительно. Иногда в разы. Ну, пожалуй, только единственно можно Токио сравнить с нами, и то, по-моему, и Токио больше занимает. Сейчас с присоединением территории баланс немного восстановлен. И у города появилась возможность и перспектива для дальнейшего развития. И это чрезвычайно важно. И эта территория — не обуза. Например, наши коллеги из Московской области говорят о том, что это вообще самое лучшее, что у них есть.

- Ну да. Слушайте, они обязаны...

- Ну да, конечно она не сразу станет сверхдоходной территорией. Нужно потрудиться. Нужно создать инфраструктуру, привлечь инвесторов. Но я уверен, что года через 4-5 мы уже будем получать больше доходов, чем расходов. А в перспективе это будет наиболее доходная территориальная составляющая Москвы. Потому что там планируется около миллиона рабочих мест. И это, конечно, новые предприятия, новые фирмы, это центры прибыли и так далее и тому подобное.

- Ну, я уже обозначил себя как уроженца московского юго-запада, это для меня не чужая сторона города. По моим наблюдениям, как новые территории вошли в город, Калужское шоссе, которое худо-бедно ехало и было таким милым дачным, полудачным шоссе — пробка на нем теперь начинается где-то километров за пять до МКАД в иное утро. Вообще, что планируется-то в итоге, будет там вот это вот новое Калужское, как новая ось и для новой Москвы и, надо сказать, для юго-запада России, потому что она же уходит далеко-далеко туда и в сторону Украины с Белоруссией, что будете делать там?

- Эта территория была в меньшей степени, конечно, застроена, чем другие территории. Надо понимать, что она была бы все равно застроена. И то, что мы сегодня уже имеем на Калужке, это не результат наших действий. Это последствия той политики, которая раньше проводилась в Московской области, когда застраивались огромные микрорайоны без рабочих мест и так далее. Мы в наследство уже получили ...

- И все ехали в большую Москву. Не в большую как раз, а в старую Москву на работу.

- Получили даже в наследство около 15 миллионов квадратных метров строящегося жилья. Это огромные объемы. И наоборот, мы за этот год уменьшили разрешенное использование с 15 до восьми миллионов, чтобы сбалансировать рабочими местами. Что касается конкретно Калужки, то она одна эту ситуацию не спасет. Конечно, мы ее проектируем. Конечно, будем реконструировать. В течение 2-3 лет мы превратим ее в первоклассную трассу. Причем, мы обойдем поселки, не затрагивая их, чтобы не сносить и не отбирать у граждан там уже построенное жилье. Но этого мало. Поэтому мы приняли решение, не только приняли решение, а мы приступили уже к этой работе — мы приняли решение и строим три ветки метро в эту сторону. Это через Ново-Переделкино до Рассказовки, это до Румянцево, метро, которое, кстати, будет построено уже в следующем году.

- Как раз от юго-запада через Тропарево.

- Да, и оно как раз снимет огромный поток людей, который устремляется сегодня на машинах на МКАД. И в перспективе это специальное метро в сторону Коммунарки.

- Начиналось у вас все с палаток. Посносили вы тогда их здорово — недели за полторы. Было много криков, потом почему-то все сказали, как здорово, чисто и хорошо стало. Но в то же самое время торговля доступная иной раз стала проблематичной. И малый бизнес пострадал. Ну, по крайней мере, если послушать владельцев палаток. Хотя они, конечно, лица заинтересованные. Где она все-таки, золотая середина?

- Мы убрали около девяти тысяч палаток. И, казалось бы, лишили рабочих мест большое количество людей. Но за этот период времени только в торговле было создано 180 тысяч новых рабочих мест. Это не только продавцы. Это помещения, которые сдают в аренду тому же малому и среднему бизнесу. Торговля просто стала более цивилизованной и качественной — то, чего мы и добивались. А в уличной торговле осталось то, что в первую очередь необходимо москвичам. Это продовольственные, овощные киоски, печать и так далее. Там меньше стало шаурмы, там ее практически не стало, там киосков, которые торгуют сигаретами, пивом и так далее. Но я думаю, что это вряд ли кого-то ущемило.

- Кроме нас, курильщиков, но тут не вы виноваты.

- Надеюсь.

- Сергей Семенович, хотел вернуться к той информационной взятке, которую вы мне дали. А что такое свободные выборы в Москве, в вашем понимании?

- Сергей, когда я сказал о свободных и честных выборах, в мой адрес посыпались обвинения: чушь ты говоришь, у тебя там административный ресурс, специально играешься что ли такими словами.

- Досрочно выдвинулись, перехитрив всех.

- Да, да, да.

- Такое звучало, конечно.

- Такое звучало. Я должен сказать, что только за последнее время мы уже приняли достаточно много решений — и организационных и законодательных — которые реально сделали московские выборы гораздо честнее. Первое, мы практически отказались от открепительных талонов. Их стало практически в 20 раз меньше, и они никак не будут влиять на это.

- По сравнению с последними федеральными выборами на московской площадке ...

- Второе. Одна из главных проблем и обвинений, которые всегда звучали в адрес властей. Говорили: ну вот, во время голосования вы на автобусах привозите целые коллективы, и они голосуют непонятно как.

- Так ведь привозили.

- Вопрос, они же тайно голосовали. Их никто за руку не водил. Речь шла о предприятиях так называемого непрерывного цикла. Но мы сегодня сделали таким образом, чтобы эти предприятия дали возможность своим людям приехать на те участки, к которым они приписаны, и там проголосовать.

- То есть автобусов не будет?

- Отказались от всяких автобусов, от списков предприятий и так далее. Это второе. И третье, я попросил депутатов и своих сторонников подписаться не только за меня, но и за моих противников, чтоб москвичи получили не одного кандидата, а набор кандидатов с разными политическими платформами, разными взглядами. И мне кажется, это важно.

- Это в плане преодоления муниципального фильтра, потому что, по сути, дела это одни из первых выборов, еще, наверное, не все зрители сразу на это дело реагируют. То есть, надо набрать подписи муниципальных депутатов.

- И далеко не все депутаты готовы отдавать свои подписи за людей, которым они не симпатизируют, так скажем. Но я считаю, что мы, все-таки, должны максимальное количество кандидатов пропустить до выборов, помочь им пройти до периода выборной кампании. И мне кажется, что это как раз то, что делает выборы в Москве честными, и справедливыми, и легитимными. Для меня, по крайней мере, это чрезвычайно важно.

- И, Сергей Семенович, последнее, пожалуй. У нас две или три программы назад был опрос ваших коллег. Были такие губернаторские курсы повышения квалификации в Новой Москве, кстати сказать. И я у них спрашивал, как они относятся к вашей инициативе пойти на досрочные выборы, и особенно самовыдвиженцам. Я обратил внимание, что многие, хотя хорохорились, не очень хорошо так говорить про губернаторов, но так оно было, с сожалением говорили о том, что у них в регионах не продумана такая норма о самовыдвижении. Что вы посоветуете остальным регионам?

- У них есть еще время сделать поправки в законодательство. Московское законодательство по выборам мэра — одно из самых либеральных вообще в стране. Мы и муниципальный порог снизили, и количество подписей снизили для прохождения кандидатов, и возможность самовыдвижения кандидатов предусмотрели в законе.

- Не только партийная, да.

- Да. То есть мы все нормы федерального закона, которые нам позволяли смягчить, все смягчили и получили, действительно, одно из самых либеральных законодательств выборных в России. Но у моих коллег — каждому решать, конечно самому — но вполне возможно, что еще есть время поменять эти нормы.