Тема:

Протесты в Турции 10 лет назад

Вошли во вкус: протесты в Турции возобновились

Массовые акции протеста на площади Таксим возобновились. Вопреки ожиданиям экспертов, после того, как мэрия Стамбула аннулировала план реконструкции площади, подразумевавший снос парка Гези, люди вновь вышли на улицы - теперь они требуют свободы собраний. Но идти им навстречу пока никто не спешит.

Протесты, возобновившиеся в Турции после недельного перерыва, для многих стали неожиданностью. Ещё 4 июля окружной суд Стамбула отменил реконструкцию площади Таксим, в ходе которой планировалась вырубка деревьев в парке Гези и снос памятника "Республика" в центре площади, с которых и начались крупномасштабные акции протеста в Стамбуле и других крупных городах. Однако уже 6 июля демонстранты вновь вышли на площадь – на этот раз требовать свободы собраний. Впрочем, правительство Реджепа Тайипа Эрдогана, похоже, было готово к такому развитию событий – как и много раз до этого, против демонстрантов были использованы водометы и слезоточивый газ. Можно даже сказать, что за месяц полиция стала действовать еще жестче – помимо самих демонстрантов, на площади Таксим были задержаны журналисты, а также врачи, которые оказывали помощь пострадавшим от действий полиции.

Турецкие власти объясняют свои действия просто. По их мнению, после того, как требования демонстрантов были выполнены, поводов для волнений не осталось, а значит, дальнейшие протесты есть не что иное, как спланированная провокация. Этот подход, кстати, прекрасно коррелирует с заявлениями Эрдогана, который с самого первого дня видел в протестах зарубежный след, проводя многочисленные аналогии с ситуацией в Египте. В свою очередь, министр внутренних дел Турции Муаммер Гюллер назвал применение спецсредств "естественным" и "неотъемлемым" правом полиции и пообещал, что силы правопорядка и дальше будут пресекать любые попытки нарушения законности.

Тем временем, массовые акции протеста, похоже, отвлекли правительство Эрдогана от задачи, которая до этого считалась приоритетом национальной политики, а именно, от процесса примирения с курдами. Еще в марте лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Олжалан, с 1999 года находящийся в заключении, по итогам длительных переговоров заявил о готовности курдских боевиков сложить оружие в обмен на предоставление курдам культурной автономии. Это позволило бы передохнуть как самим курдам, так и турецкому руководству, для которого перемирие могло бы стать прекрасным козырем в предстоящей президентской гонке, однако июньские протесты сильно осложнили ситуацию.

Сражавшиеся более 30 лет курды не без оснований рассчитывали, что после достижения прорывных договоренностей власти сами поведут процесс разоружения, попутно расширяя повестку примирения, однако официальная Анкара полностью проигнорировала развитие диалога с курдами, видимо, бросив все силы на подавление демонстраций. В итоге разоружение так и не было осуществлено, а недавно и вовсе оказалось под вопросом. Дело в том, что после инцидента в провинции Диярбакыр, где в ходе столкновения с жандармами погиб один и были ранены десять человек, по всей стране прошли митинги в поддержку курдов. Повисший в воздухе процесс мирного урегулирования, помноженный на политическую нестабильность, явно не прибавляет Эрдогану очков в свете приближающихся выборов.

Пока премьер-министр решил использовать проверенные приемы, обвинив самих курдов в срыве мирного процесса, а также в причастности к торговле наркотиками. Это вызвало в Курдистане новый всплеск негодования, который поддержали и в парламентской оппозиции, потребовавшей от Эрдогана "смягчить тон". Тем временем, протестующие на площади Таксим, среди которых много курдов, не скрывают, что видят своей целью уход действующего премьер-министра в отставку, благо, перед глазами есть показательный пример Египта. В правительстве, кстати, тоже кивают на Египет, намекая, что за египетскими беспорядками стоят те же люди, кто раздувает огонь в Стамбуле и Курдистане, однако раскрывать личности этих таинственных подстрекателей пока не спешат.