Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Ангела Меркель заступилась за спецслужбы

До выборов в Бундестаг, на которых станет известно имя следующего федерального канцлера, остается меньше трех месяцев. Главной интригой остается, сохранится ли большинство за партией ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель. И недавно канцлер сделала шаг, который может сильно ударить по ее позициям.

Скандал с прослушкой, спровоцированный откровениями Эдварда Сноудена, вот уже которую неделю продолжает будоражить умы по всему миру. Юристы проверяют деятельность спецслужб на соответствие с законами, а пользователи Интернета вовсю перекидываются шутками вроде "Секретный агент, который следит за тобой – самый близкий из всех незнакомых людей". Тем не менее, скандал, безусловно, имел и серьезные политические последствия. После того, как в прессу просочилась информация о слежке за европейскими дипломатами, жители ЕС начали требовать у властей правды насчет деятельности спецслужб.

Первыми проговорились французы: журнал Le Monde опубликовал информацию о существовании у французских спецслужб программы подобной PRISM, сервера которой расположены в подвалах Генерального управления внешней безопасности. Впрочем, вскоре выяснилось, что эта система давно не является секретом, так как информация о ней впервые появилась еще три года назад. Вскоре аналогичных признаний потребовали и немцы, однако до недавнего времени федеральный канцлер Ангела Меркель обходила эту тему стороной.

В конце концов, в канцелярии канцлера, видимо, решили, что момент настал, и 10 июля Меркель выступила с официальным заявлением. Стало ясно, что сам факт слежки не стал для Меркель неожиданностью, хотя, по ее словам, о масштабах канцлер узнала из прессы. При этом Меркель защитила право спецслужб на сбор данных, заявив, что страна, которая пренебрегает разведкой, тем самым делает себя уязвимой. Она также раскритиковала сравнение деятельности американских спецслужб с тем, чем занималась в ГДР служба государственной безопасности "штази". По словам Меркель, сравнивать ЦРУ со "штази" — значит обелять то, что эта служба творила с людьми в ГДР. Напомним, Ангела Меркель, занимающая пост канцлера с 2005 года, провела детство и юность в Восточной Германии.

Примечательно, что свое заявление Меркель сделала за два с половиной месяца до следующих выборов в Бундестаг, которые пройдут 22 сентября. На выборах будет решаться, останется ли Меркель на посту канцлера, поэтому давать лишние поводы для снижения рейтинга правящего Христианско-демократического союза никому бы не хотелось. Однако молчать дальше означало бы давать оппонентам повод для спекуляций. Впрочем, оппозицию заявление канцлера не удовлетворило. Лидер социал-демократов Пер Штайнбрюк, выдвинутый партией в кандидаты на пост канцлера, уже заявил, что ждет подробностей по поводу передачи личных данных американцам – по его словам, ему "не терпится узнать, как госпожа Меркель будет оправдывать подобное нарушение Конституции".

Согласно опросам общественного мнения, 78% жителей Германии хотели бы узнать подробности о деятельности спецслужб, а это значит, у Штайнбрюка и его партии есть все шансы использовать шпионский скандал в качестве козыря своей предвыборной кампании. Однако, делая свое заявление, Меркель, скорее всего, держала в голове другой опрос, согласно которому 57% американцев с пониманием относятся к слежке, если она помогает предотвратить террористические акты. Теперь судьба канцлера и ее партии во многом зависит от того, насколько велика разница в менталитете по обе стороны Атлантики.