Москва-река может стать чище, благодаря новым разработкам столичных ученых

Москва-река может стать гораздо чище благодаря разработкам столичных ученых. Как раз сейчас в городе готовят проект масштабной очистки главной водной артерии. Предлагается частично изменить ландшафт некоторых участков, перестроить очистные сооружения и установить специальные биореакторы.

Москва-река может стать гораздо чище благодаря инновационным разработкам столичных ученых. Как раз сейчас в городе готовят проект масштабной очистки главной водной артерии. Предлагается частично изменить ландшафт некоторых участков, перестроить очистные сооружения и установить специальные биореакторы. Окончательную концепцию презентуют в конце лета.

Мутное пятно с фрагментами мусора и масляных пятен — странную жидкость в Москве-реке в районе Краснопресненской набережной заметили прохожие. Нечистоты с примесью мазута вылились из стока и растворились в потоке водного канала.

"То, что здесь сейчас происходит — это страшно, ужасно и позорно. Идея — почистить стоки. То, что сейчас льется — это такой винегрет из всего-всего, который река сама по себе не способна переварить, поэтому необходима помощь человека", — говорит автор проекта Виктор Арканников.

Виктор Арканников — автор амбициозного проекта по очистке Москвы-реки. Его идея — поставить фильтры на каждую трубу, откуда в реку попадают отходы.

Для теста новой установки лаборанты максимально загрязняют воду. Внутрь попадает жидкость, смешанная с нефтью, машинными маслами и дорожной грязью. То, что было коричневым и непрозрачным, после пропуска через мембранный фильтр становится почти кристально чистым.

"Вода проходит через фильтр, часть потока очищается, мы видим ее в виде фильтрата, а часть потока возвращается обратно в емкость", — поясняет инженер кафедры мембранных технологий РХТУ им. Д.И. Менделеева Станислав Ицков.

Лабораторная установка Химико-технологического университета будет основой для очистки Москвы-реки. По проекту ученых, именно такие мембранные биореакторы должны стоять на всех входящих в реку стоках. Кроме этого, в проекте корректировка ландшафта и реконструкция старых очистных сооружений. Фильтры нужно разрабатывать отдельно на каждый входящий сток — в зависимости от типа отходов. Но сегодня, говорит Виктор Арканников, неизвестно даже точное количество предприятий, которые сливают отходы в главный канал Москвы.

"Достаточно много объектов, на которые нельзя просто так прийти и сказать: "Ребята, давайте мы возьмем у вас анализ воды", — говорит Виктор Арканников.

Тема фильтров в научном сообществе вообще неоднозначна. Чего стоят изобретения Виктора Петрика — ученый уверял, что создал фильтры, которые любую воду могут сделать питьевой. Правда, ни одна экспертиза это не подтвердила, и разбирательства дошли до суда.

Уровень загрязнения Москвы-реки мониторит Мосводоканал. От этого зависит, какая степень очистки необходима воде до того, как попасть в краны москвичей.

"Воду на очистку забираем из Москвы-реки, при помощи первой станции подаем ее на очистные сооружения, в смеситель, где добавляются реагент"”, — говорит инженер цеха очистки воды Рублёвской станции ОАО ''Мосводоканал'' Александр Буслаев.

Зимой реагентов меньше. Но вода всегда проходит шесть ступеней фильтрации. Здесь говорят, система вряд ли изменится, даже если воду в Москве-реке удастся почистить. Ведь проект не включает очистку, например, от бытовых отходов.

По самым оптимистичным прогнозам, чтобы сделать воду в Москве-реке хоть немного чище, необходимо как минимум десять лет. Но главная проблема авторов проекта, конечно, не во времени, а в финансировании. Ученые подсчитали — чтобы очистить один большой промышленный сток, им необходимо 10 миллионов рублей.