Турецкую конституцию перепишут под Эрдогана

Пока в Грузии проходит долгий и сложный переход от президентской республики к парламентской, в соседней Турции решили поступить ровно наоборот. Проект новой конституции власти планируют принять еще до президентских выборов, намеченных на 2014 год. Оппозиция считает проект недоработанным.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган может скоро сменить должность. Судя по всему, именно он станет кандидатом от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на президентских выборах, которые пройдут в 2014 году. Загвоздка лишь в том, что Турция является парламентской республикой, где обязанности президента сильно ограничены. Однако это не смущает Эрдогана, который решил при переходе на новую должность забрать с собой большую часть премьерских полномочий, поручив законодателям разработать проект новой Конституции, предусматривающей переход к президентской форме правления.

В комиссию, которая занимается разработкой нового текста основного закона, вошли 12 депутатов – по три от каждой партии. Несмотря на то, что ее члены должны были разработать проект новой Конституции еще полгода назад, ее членам до сих пор не удалось согласовать наиболее спорные моменты. В том числе речь идет и о механизме перехода к президентской республике: член комиссии от оппозиционной Народно-республиканской партии заявил, что "конституция еще не готова, и Эрдогану стоит это признать".

Впрочем, сам премьер, похоже, считает иначе: спикер Меджлиса и член ПСР Джемаль Чичек заявил, что откладывать больше нельзя. По его словам, в случае, если оппозиционные партии не поддержат согласованный вариант, ПСР готова вынести на голосование собственный проект конституции. Судя по опросам общественного мнения, 52% респондентов готовы проголосовать за вариант основного закона, предложенный партией власти.

Для того чтобы пойти на этот шаг, ПСР необходимы голоса 330 из 550 депутатов. Учитывая, что сейчас у партии есть 327 мандатов, ей остается добрать еще три голоса. Вполне возможно, что эти голоса может дать Народно-республиканская партия, отстаивающая интересы курдов. Учитывая, что заявленный процесс примирения с курдами пока не дал результатов, пообещав поддержку новой конституции, курды получат возможность получить, наконец, долгожданную автономию.

Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. И дело здесь не в парламентских тонкостях. Вряд ли кто-то в Турции сомневается в возможности Эрдогана протащить через парламент свой проект конституции. Настораживает скорее цифра в 52%, точнее, не сама цифра, а ассоциации, которые она вызывает. Именно 52% голосов набрал на президентских выборах в Египте недавно отстраненный от власти Мухаммед Мурси. А предложенный им вариант конституции и вовсе поддержали 64% населения, что не спасло страну от многотысячных протестов, вызванных, в том числе, спорными пунктами в тексте основного закона.

Протесты в Египте и в Турции, несмотря на все различия, имеют много сходств. И в том, и в другом случае ядро протеста составляют молодые люди, тяготеющие скорее к западной модели развития, которым чужда насаждаемая сверху исламизация. Люди, которые уже несколько недель подряд выходят на площадь Таксим, добиваются уже не отмены вырубки парка, от которой власти давно отказались. Теперь протестующие требуют расширения демократических свобод, а также того, чтобы в правительстве, наконец, начали с ними считаться.

Пока подобных тенденций в поведении Эрдогана не прослеживается. Он продолжает винить в протестах иностранных наймитов, кивая при этом на Египет. Несмотря на то, что правительство, в конце концов, было вынуждено отказаться от реконструкции площади Таксим, с демонстрантами продолжают разговаривать на языке водометов и резиновых пуль. При этом июньские события показывают, что чем жестче становятся действия полиции, тем больше людей присоединяются к протесту.

Наблюдатели отмечают, что принимая конституцию "под себя", Эрдоган, скорее всего, сократит полномочия Верховного суда и армейского командования, которое со времен Ататюрка является хранителем светских устоев государства. Опираясь на поддержку большинства, по всей видимости, Эрдоган намерен пренебречь мнением активного меньшинства и армии – двух сил, которые сыграли ключевую роль в событиях "арабской весны", а также в смещении Мухаммеда Мурси в Египте. Очевидно, что, расширяя свои полномочия, Эрдоган так или иначе учитывает его опыт, хотя вопрос, какие выводы он делает из египетских событий, пока остается открытым.