"Стратегические инициативы". Судостроение

Впервые за 20 лет, в России возводится новая верфь, причем полностью на внебюджетные средства. Авторы амбициозного проекта уже владеют судостроительным заводом, открытым здесь же, в Ленинградской области, еще в советские годы. Но на старой площадке, говорят коммерсанты, возможна сборка только малогабаритных буксиров и катеров.

"Мы ограничены на этом заводе и не можем развиваться дальше по основным параметрам — водоизмещению и осадкам. Все планируемые к постройке суда превышают этот показатель, поэтому перед руководством завода встал вопрос о строительстве новых мощностей, чтобы развиваться и далее, более высокими темпами", — говорит Сергей Кухтик, заместитель генерального директора судостроительного завода.

На новом участке ограничений нет. Поэтому в планах бизнесменов – производство судов для технического флота: буксиров повышенной мощности и гидрографических судов. А также рыбопромысловых судов: ярусных, научно-исследовательских и разноглубинных траулеров.

"Будет строиться по 2 судна в каждом пролете – морских как минимум, что даст возможность выпускать 8 морских судов в год, а то и 10. При более тщательном выходе на проектные мощности можно строить морские суда длиной до 100-110 метров, шириной до 22-24 метров и осадкой до 6 метров", — отметил Илья Вайсман, заместитель генерального директора судостроительного завода.

Предприниматели не сомневаются в успехе своего предприятия из-за давно наболевшей в стране проблемы старения рыбопромыслового флота. Его изношенность достигает уже 80%! При этом каждый год из состава российского флота выводится около 20 судов. И заменить их нечем. На 184 списанных за последние 10 лет корабля был построен лишь один новый. Как следствие в России, несмотря на ее водные ресурсы, вдвое сократился объем добычи рыбы. Рыбопромысловые компании пытаются выплыть за счет покупки иностранных судов. Но, по словам президента Владимира Путина, корабли должны строиться в России. Такую задачу он поставил перед новым руководителем объединенной судостроительной компании: "Считаю недопустимым, когда заказ на морскую технику, суда гражданского флота, которые могут быть произведены в России, без должного основания размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это неписаное правило, которым руководствуются практически во всех странах. Понятно, что кооперация нужна. Понятно, что нужно переносить производство на нашу территорию, но это надо делать".

По словам коммерсантов, новые суда будут на 20% дешевле иностранных аналогов. И рассчитаны не на популярный сейчас траловый лов, а на щадящий – ярусный. Впрочем, явная выгода здесь не только для экологии, но и для заказчиков.

Три таких суда уже заказала рыбопромысловая компания из Мурманска. А на технические буксиры коммерсанты получили государственный заказ.

"Для Министерства обороны имеем контракт на строительство 4 буксиров океанского типа с неограниченным районом плавания, который можно построить только на том заводе. В перспективе планируют контракты на суда до 120 метров длиной, шириной до 27 метров и осадкой до 7 метров и водоизмещением до 4 тысяч тонн", — рассказал Сергей Кухтик.

Авторы проекта поставили сами себе весьма амбициозную задачу: запустить новое производство уже в следующем году. Но в процессе строительства изменился федеральный закон о создании так называемого искусственного земельного участка, на котором должны располагаться спусковой канал судов – из цехов на воду и надстроечная набережная. Предприниматели признаются, что, став первопроходцами, попросту запутались в юридических дебрях.

"Нужно иметь разрешение на строительство. Его нужно получать, предварительно согласовав, в десяти инстанциях. Мы это сделали. А потом нужно либо проходить открытый аукцион, либо получать распоряжение правительства", — поделился Илья Вайсман.

Судостроители выбрали второй путь и обратились за помощью в Агентство стратегических инициатив. Его эксперты подготовили проект к наблюдательному совету, а также помогли получить одобрение ведущих ведомств и министерств.

"Администрация Ленинградской области поддержала этот проект, и мы вместе с губернатором снимаем эти барьеры на федеральном уровне. Еще с советских времен сохранился ряд ограничений по судоспусковым устройствам, сейчас эти ограничения не актуальны. Плюс нам нужно запустить новые формы поддержки этой отрасли – ввоз оборудования, которое в РФ не производится, без импортных пошлин, подумать о квотах, об их распределении", — говорит Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

На наблюдательном совете авторы проекта намерены просить также разрешение и на научно-исследовательскую деятельность в Баренцевом море. Якобы по их предварительным изысканиям там много неучтенных ресурсов. А значит – дополнительных квот для рыбопромысловых компаний и как следствие заказов для судостроителей.

"Объем этих ресурсов по предварительному прогнозу ученых 100 тысяч тонн. Это немало. Это позволит построить 30 новых судов. Судно такой стоимости не может быть предложено заказчику, пока у него нет твердой уверенности, что оно обеспечено сырьевой базой. И деньги окупятся в течение расчетного срока", — уверен Илья Вайсман.

В новую верфь коммерсанты вложили уже 600 миллионов рублей. Но общие траты составят 3 миллиарда. Окупить их они планируют всего за 6 лет. Говорят, весомым подспорьем здесь станет региональный закон о налоговых льготах.

"Если инвестор вкладывает инвестиции от 300 миллионов рублей, то на срок окупаемости проекта он получает налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество и в виде максимального освобождения от налога на прибыль", — подчеркнул Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области.

Нерешенным пока остается кадровый вопрос. На завод потребуется полторы тысячи новых специалистов непопулярных сейчас для России профессий. Впрочем, судостроители уже ведут переговоры с соответствующими вузами. И даже обещают будущим сотрудникам служебное жилье.

Сегодня