Танцы на арене истории: гала-концерт фестиваля Dance Open

Танцы на арене истории: гала-концерт фестиваля Dance Open

В крепости возрастом 500 лет, что в финском городе Савонлинна, прошел гала-концерт фестиваля Dance Open. Петербургский танцевальный форум, который входит в десятку самых авторитетных в Европе, получил грант Европейского Союза на то, чтобы устроить гастроли в Финляндию, а также пригласить 30 лучших учеников балетных школ двух стран на мастер-классы профессоров Вагановской академии.

Парапет вместо балетного станка. Студентка Вагановской академии Ксения Жиганшина отрабатывает па на причале в финском городе Миккели. В свои 18 Ксения уже успела станцевать в Большом театре как лауреат конкурса "Русский балет" и Мариинском, в маленькой партии амурчика на премьере "Дон Кихота". Каникулы на берегу озера Сайма – одного из крупнейших и самых чистых в Европе – подарок отличнице от Международного фестиваля балета Dance Open, который ежегодно проходит весной в Петербурге и в третий раз приехал с гастролями в Финляндию.

"Это как возможность продлить свою форму, не расслабляясь. За два месяца расслабляешься, приходишь 1 сентября в школу — и никакой формы, не собрать ни ноги, ни руки, ни голову", — делится Ксения Жиганшина, студентка академии имени Вагановой.

30 лучших юных танцовщиков России и Финляндии бесплатно отправили в летнюю школу – впервые в город Миккели. Мастер-классы от профессоров Академии русского балета — две недели работы и отдыха. А для 15-летней Анны Вестерхольм из Хельсинки еще и надежда найти хорошего педагога.

"В Финляндии крайне мало балетных компаний, — признается Анна, студентка Хельсинской школы танца. — Танец тут не слишком популярен. Поэтому и в балетные школы сюда поступить легче".

Вариации из "Пахиты" в исполнении Анны на гала-концерте в самом большом зале города критики оценили. Как и профессор Мария Грибанова.

"У нас законодательство такое — устав академии, что мы можем принимать только с 17 лет. Очень хорошая девочка. Мы ждем, когда ей будет 17 лет, и она приедет", — говорит Мария Грибанова, профессор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

Они еще даже не профи, но выступили с аншлагом. Балет здесь вообще зрелище довольно экзотическое. В Миккели – 50 тысяч жителей. Больше половины – фермеры, живут за городом. Приезжают, в основном, на ярмарку или справить свадьбу – в кафедральном соборе XIX века. Молодоженов забрасывают рисом, чтобы брак был счастливым. Посмотреть, как чтут старинные традиции, съезжаются туристы. Но главная достопримечательность – доты линии Маннергейма. Штаб маршала Маннергейма должен был располагаться непосредственно внутри скалы. Но до начала войны не успели прорубить достаточно просторный грот, и бункер стали использовать по-другому. Здесь располагался центр связи. За столами сидели телеграфистки и передавали сообщения.

Прорыв оборонительной линии в советско-финскую войну стоил жизней ста тысячам красноармейцев. Поэтому русским туристам в городе, который стал памятником Маннергейму, бывает неловко. Но балет Миккели словно демилитаризировал.  Так и форт Олавинлинна XV века в городе Савонлинна уже давно не ассоциируется с русско-шведскими войнами.

"Сейчас в Савонлинне в самом разгаре оперный фестиваль, съехались меломаны со всей Финляндии, из Швеции, Германии, России – 60 тысяч. А так те, кто больше любит балет, смогут и его посмотреть", — считает Ян Страндхольм, генеральный директор Оперного фестиваля в Савонлинне.

Оперный фестиваль в крепости святого Олафа — Олавинлинне – самый знаменитый в Северной Европе. Проводится уже сто лет, во внутреннем дворе замка. Приспособить историческую арену под балет оказалось непросто.

"Мы углубили сцену, надставили несколько метров вперед, потому что для оперы нужна не такая глубокая", — объясняет Екатерина Галанова, руководитель Международного фестиваля Dance Open.

Зловещее подземелье когда-то было темницей. Сейчас – гримерки и костюмерные.  "Я прямо вижу, как здесь ходят рыцари, Средневековье, воображение у меня здесь играет полными красками", — признается Леонид Сарафанов, премьер Михайловского театра.

Чтобы не сломать себе шею на таких деревянных лестницах – иные в памятнике архитектуры строить нельзя, надо быть Тарзаном. Как премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов в номере "Прощание с джунглями".

За чувственный дуэт из "Дамы с камелиями" — самой знаменитой постановки Джона Ноймайера прима Баварского балета Лусия Лакарра три месяца назад получила гран-при фестиваля Dance Open в Петербурге. Свой коронный номер в паре с мужем Марлоном Дино танцовщица повторила в Савонлинне.

"Потрясающе – выступить не в театре, а в замке. Я в таком первый раз", — восхищается Лусия Лакарра, прима-балерина Баварского балета.

На гала-концерте фестиваля Dance Open в Савонлинне показали все достижения мирового танца в эталонном исполнении. От классики Мариуса Петипа, ее представила прима Берлинского государственного балета Яна Саленко, до шедевра современного хореографа – румына Эдварда Клюга.

Номер Дениса Матвиенко, премьера Мариинского театра, публика встретила овациями и топаньем – так в Финляндии принято выражать восторг.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере