Новая трасса в Хакасии: дорога к горным богатствам, которых хватит на сто лет

В Хакасии завершается строительство трассы, которая стала стратегическим проектом не только для республики, но и для всей российской черной металлургии. Она соединит десятки поселков и свяжет Усинское месторождение марганца с предприятиями Красноярска. В дорогу вложено пять миллиардов рублей.

В Хакасии завершается строительство трассы, которая стала стратегическим проектом не только для республики, но и для всей российской черной металлургии. Она соединит десятки поселков и свяжет Усинское месторождение марганца с предприятиями Красноярска. В дорогу вложено пять миллиардов рублей, а в строительство горно-обогатительного комбината – в шесть раз больше.

Строительство моста через реку Шатай практически завершено. Всего на протяжении этой дороги встречается 16 водных переходов. И это — не единственная сложность. Например, чтобы проложить дорогу, специальной техникой пробивали снежный затор. Сейчас на улице — плюс 30, но, по словам местных жителей, этот "айсберг" так и не успеет растаять до прихода зимы.

"Сначала вертолетом летали, потом на лошадях ездили, — вспоминает трудности дороги Василий Сахаров, директор строительства горно-обогатительного комбината. — Иногда танк вместе с грунтом падает вниз, хотя гусеницы крутятся".

Новая дорога не только соединит десятки сел и поселков в Хакасии, но и откроет автомобильный путь к Усинскому месторождению марганцевых руд в Кемеровской области. Оттуда через Хакасию руду будут транспортировать на переработку в Красноярск. Разведанные залежи – около 130 миллионов тонн марганца. Таких запасов хватит минимум на сто лет добычи и переработки. Разработку Усинского месторождения марганцевых руд уже называют стратегическим проектом для страны.

"Сейчас Россия импортирует сто процентов марганца, — говорит Виктор Хроленко, генеральный директор предприятия "ЧЕК-СУ. ВК" — Импорт идет из Украины, Казахстана, ЮАР, Австралии – это основные поставщики ферросплавного производства".

Ожидается, что первые тонны руды вывезут отсюда именно по автомобильной дороге. А железнодорожную доставку планируют наладить позже. Строители работают круглосуточно. С приходом сибирских холодов сезон может завершиться уже в сентябре. "Мы работаем круглые сутки, у нас нет ни суббот, ни воскресений, — говорит инженер строительства дороги Валерий Григорьев. – Работа идет вахтовым методом: месяц работают, месяц отдыхают. Приезжают люди со всей России. В двух сменах заняты примерно шестьсот человек".

В строительство трассы уже вложено пять миллиардов рублей. Одновременно с этим более тридцати миллиардов рублей выделено на создание Усинского горно-обогатительного комбината. В перспективах разработки месторождения никто не сомневается. Эти горы, по данным специалистов, хранят от 65 до 70 процентов всех запасов российского марганца.