Мат как традиция бескультурья


фото: Global Look Press

Депутат Госдумы Елена Мизулина своей последней инициативой навлекла на себя гнев сторонников широкого применения бранной речи. Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей предлагает обязать провайдеров блокировать пользователей за мат в социальных сетях, и на страницах блогов.

Депутат Госдумы Елена Мизулина своей последней инициативой навлекла на себя гнев сторонников широкого применения бранной речи. Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей предлагает обязать провайдеров блокировать пользователей за мат в социальных сетях, и на страницах блогов.

Свое предложение депутат мотивирует большим количеством обращений с требованием оградить детей от нецензурной брани в социальных сетях и на публичных форумах. Сторонники "вербального эксгибиционизма" в ответ заявляют, что считают своим неотъемлемым правом материться на страницах интернет-дневников и предлагают заблокировать саму Мизулину, отгородив ее от Интернета. Более умеренные сторонники и той и другой точек зрения, в качестве защитной меры рекомендуют родителям лучше следить за тем, какие страницы в Сети посещают их чада, и вовремя проводить воспитательные беседы на тему "что такое хорошо и что такое плохо".

Вспоминается старый советский фильм о старике Хоттабыче, в котором один из героев, маленький мальчик, был заколдован добрым волшебником. "Каждый раз, как ты соберешься говорить о ком-нибудь гадость, ябедничать или сплетничать, из твоих уст будет вылетать только мерзкий собачий лай", — говорит главный герой картины нерадивому школьнику. То, что Интернет пространство давно напоминает огромную псарню, особенно в тех его разделах, где разворачивается так называемое "неформальное общение", у многих вызывает раздражение.

Нельзя запретить человеку дышать, а если и сделать это, то сложно рассчитывать на исполнение запрета. Можно ввести ограничение на употребление в пищу отдельных продуктов, но запретить всю еду невозможно. Многие блогеры, да и рядовые пользователи Интернета, восприняли думскую инициативу как грядущий запрет на устную речь вообще и письменную брань в частности. Действительно, судя по той реакции, которую высказала одна из пользователей популярной социальной сети, возможность выражать свои мысли литературным языком у многих уже давно заблокирована на уровне сознания, причем без всякого участия провайдеров или депутатов Госдумы. "Я считаю, что запретить людям писать в Интернете матом – цинизм высшего порядка. По этому поводу только матом и можно, да и по всем остальным тоже. Еще и мат у частных лиц отобрать? Я тогда эмигрирую точно", – негодует блогер karlivanych.

Многие социологи сходятся во мнении, что борьба с бранью в Интернете представляется бесперспективным занятием. Обилие мата в Сети лишь демонстрирует уровень бескультурья в обществе, того бескультурья, которое годами культивировалось, как один из символов свободы слова. Невежество, последовавшее за резким падением образованности среди молодого поколения, помноженное на лагерный лексикон и извращенное понятие об искусстве, упорно привносимое под видом авангарда будут и дальше находить свое отражение на просторах социальных сетей. Мат в Интернете – лишь индикатор уровня культуры общества и успехов (или неуспехов) государственной политики в этой сфере.