Тема:

Кризис власти в Египте 3 года назад

Армия и исламисты готовы воевать за Египет до последнего


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA

В Каире в беспорядках гибнут и демонстранты, и полицейские. По разным данным, погибли от 15 до 200 человек. В числе жертв – оператор британского телеканала Sky News Майкл Дуглас. Власти Египта могут ввести комендантский час не только в Каире, но и в других крупных городах.

В Каире в беспорядках гибнут и демонстранты, и полицейские. По разным данным, погибли от 15 до 200 человек. По сообщениям египетских СМИ, в числе жертв — оператор британского телеканала Sky News Майкл Дуглас. Власти Египта могут ввести комендантский час не только в Каире, но и в других крупных городах.

Когда полиция и манифестанты стреляют из настоящего оружия настоящими пулями, когда в столице идут локальные уличные бои — это фактически первые признаки начинающейся гражданской войны. Начнется ли она на самом деле, зависит от египетских военных, точнее от того, насколько далеко они готовы зайти в подавлении выступлений "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ). Власти говорят о десятках погибших, оппозиция — о двух сотнях и еще нескольких сотнях раненых.

Сторонники бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси несколько недель устраивали сидячие акции протеста у мечети Рабаа аль-Адавия на востоке Каира и на площади Нахда на западе. Военные, ныне фактически управляющие страной, и члены временного кабинета министров неоднократно говорили, что бесконечно эти акции продолжаться не могут, и призывали исламистов разойтись.

Около 7 часов утра 14 августа началась операция по разгону лагерей. Площади окружили и полностью блокировали. Поначалу полиция не пыталась вклиниться в ряды протестующих, предоставляя им возможность уйти самим. Примерно через час, когда стало ясно, что никто не намерен уходить, спецназ применил слезоточивый газ и водометы. В районы лагерей были направлены усиленные подразделения МВД и военных. Когда силы безопасности вплотную приблизились к исламистам, те взорвали несколько баллонов с газом около ботанического сада и зоопарка. Оказалось, что у "Братьев-мусульман" заранее подготовлены огневые точки и склады с оружием. К войне на улицах столицы Египте планомерно скатывался последние два года и, надо сказать, не без внешней помощи.

Предыдущий президент Хосни Мубарак за тридцать лет правления все же сделал для страны немало. При жутком уровне коррупции и подавлении всякого инакомыслия в страну все же текли инвестиции, бывшая военная база Хургада и пыльный бедуинский городок Шарм-эль-Шейх стали курортами мирового уровня.

Хосни Мубарка сместили в результате "цветной" революции, поддержанной из Вашингтона. Политик перестал устраивать США, и они решили сделать ставку на исламскую оппозицию. Так к власти пришли "Братья-мусульмане", почти 50 лет проведшие в подполье, провозглашающие своей задачей противостояние Западу и западным ценностям, возвращение к чистому исламу. Почему в США рискнули поставить на "Братьев-мусульман" уже не так уж важно, ясно, к чему это привело.

За два года в Египте закрылось почти пять тысяч предприятий, официальная безработица выросла с 9 до 13 процентов, суммарная иностранная помощь сократилась с 36 до 16 миллиардов долларов. Коррупция при президенте Мухаммеде Мурси выросла в два раза. Он был инициатором силового решения конфликта в Сирии и посылал в страну оружие и деньги. Антиизраильская риторика Мухаммеда Мурси тоже стала всех быстро раздражать. В итоге он тоже был смещен армией. Вряд ли египетские военные не согласовывали свои действия с США, и вряд ли у военных были иллюзии насчет того, что исламисты быстро сдадут свои позиции, и, конечно, военные понимали, что без столкновений и крови им обойтись не удастся — все же "Братья-мусульмане" это мощнейшая организация с огромным опытом подпольной работы. К тому же, немало ее членов успели повоевать в Сирии. Сегодняшний Египет стоит перед выбором: или военные победят исламистов, и фактически страной будет управлять хунта, или победят исламисты, что значит распространение радикального ислама и террора на весь регион, ведь исторически именно "Братья-мусульмане" стали применять террор на Ближнем Востоке. Хотя, стоит заметить, что происходящее не только в Египте, но и по всему Ближнему Востоку и Южной Азии, вполне укладывается в рамки популярной политической теории управляемого хаоса.

Если посмотреть на карту, то получается, что от Сахары на западе до Каракормуских гор на востоке протянулась огромная дуга нестабильности — огромный взрывоопасный макрорегион у границ России. В Ливии — анархия, в Египте — столкновения, в Афганистане и Пакистане — усиление талибов, в Сирии — война, в Ираке — теракты, а Иран оказался под давлением санкций.

Чем завершится сегодняшний день в Египте, предсказать трудно, ведь напряженно не только в столице: на Синайском полуострове возле границ Израиля уже неделю идут самые настоящие бои с применением тяжелого вооружения между исламистами и армейскими частями. Накануне военные уничтожили группу боевиков, которые собирались запустить самодельные ракеты по территории Израиля. Утром 14 августа власти запретили движение поездов стране, чтобы сторонники оппозиции не попали в столицу. Исламисты блокировали часть дорог в Каире, продолжаются зачистки и уличные столкновения. Похоже, что и военные, и исламисты готовы идти до конца.