Фестиваль "Окно в Европу" выявил тенденции в российском кино

В Выборге завершился фестиваль "Окно в Европу", программа которого призвана демонстрировать, в каком направлении движется и развивается отечественная киноиндустрия. Конкурс получился разнообразным: фильмы радовали, некоторые удивляли и даже возмущали.

В Выборге завершился фестиваль российского кино "Окно в Европу". Форум, программа которого призвана демонстрировать, в каком направлении движется и развивается отечественная киноиндустрия. Если говорить об игровом конкурсе, то он получился разнообразным жанрово, стилистически и тематически. Некоторые фильмы радовали, некоторые удивляли и даже возмущали. А вот дискуссии между авторами и журналистами порой выходили за рамки приличий, перерастая во взаимные оскорбления.


Но, если постараться забыть об этом несколько скандальном послевкусии, главным, все же, останется кино. И "Окно в Европу" в этом году выявило несколько интересных тенденций. Очевидно, что российский кинематограф помолодел – в конкурсе было много дебютов. Во-вторых, авторы совершили попытку уйти от реалистичной манеры повествования, прикрываясь метафорами или абсурдом. В результате чаще всего сценаристы и режиссеры эксплуатировали тему памяти. Они выстраивали повествование в форме воспоминаний, либо предлагают коллизию, связанную с амнезией.

Из тринадцати конкурсных фильмов, подобные мотивы встретились как минимум в пяти.

А так как речь идет о кино, самым очевидным хранителем воспоминаний становится кинопленка. Именно поэтому герои нескольких картин снимают все происходящее с ними на камеру. Таким образом, при очевидных различиях, все фильмы оказались похожими друг на друга. К этой общей для многих беде можно также добавить проблему с финалами (они или скомканы, или слишком очевидны).

С другой стороны, безусловно, стоить отметить и положительные тенденции, главной из которых стали многочисленные замечательные актерские работы. Однако никто не смог переиграть Евгения Ткачука, исполнившего одну из главных ролей в фильме "Зимний путь". Подобно хамелеону Ткачук меняется буквально на глазах у зрителя, превращаясь из уличного хулигана в человека думающего, а затем снова в некое неуправляемое существо. Ткачук – энергия и пульс картины, построенной на параллелях с музыкальным циклом Шуберта "Зимний путь".

К сожалению, жюри во главе с Сергеем Шакуровым сам фильм — работу бывших актеров Мастерской Петра Фоменко Сергея Тарамаева и Любови Львовой — не оценило. Зато Гильдия киноведов и кинокритиков вручила создателям "Пути", этого открытия фестиваля, своего "Слона". Остальные призы распределились следующим образом: Александру Адабашьяну вручили специальный приз за сценарий к фильму "Собачий рай", а Сергей Кузнецов с картиной "Деливеранс" получил награду за дебют (обе ленты входят в число историй, связанных с памятью и воспоминаниями).

Особенно приятно, что жюри оценило работу Сергея Кузнецова, так как его "Деливеранс" — попытка сделать кино в чистом виде, когда невозможно закрыть глаза и послушать, что происходит. Картину нужно смотреть, она атмосферная, она пропитана неуловимыми настроениями. И это – тот случай, когда работа режиссера невозможна без понимания со стороны оператора (Дмитрия Ракова), создавшего ткань, разную по текстуре, но полностью обволакивающую зрителя.

Присудить Гран-при судьи решили драме Ларисы Садиловой "Она" – единственной остросоциальной картине программы, в которой поднят вопрос мигрантов из бывших союзных республик, оказавшихся на территории России. Сделана лента практически в документальной стилистике и основана на реальных событиях. И, наконец, в этом фильме нет трупов, гэгов, иронического отношения к церкви и религии, а также геев и всего, чем изобиловала остальная конкурсная программа. То есть, жюри сделало самый очевидный выбор.

Помимо конкурса игрового кино, в рамках "Окна в Европу" прошли конкурсы анимационных и документальных картин. Но если с анимацией все относительно понятно, она каждый год разнообразна, интересна настолько, что судьи сетуют на малое количество призов, то с документалистикой дело куда сложнее. Казалось бы, жизнь предлагает немало интересных тем, но режиссеры почему-то боятся создавать острые и актуальные фильмы. Как правильно заметил председатель жюри неигрового конкурса Андрей Максимов, большинство работ начинаются и заканчиваются рассказом о трудной жизни в русской деревне. Авторы не ищут интересных персонажей, редко выходят за рамки телеформата. Самой необычной на этом фоне судьям показалась картина Марии Пономаревой "Разновесие" — она и сделана нестандартно, и ее герой всем показался личностью необычной. Аниматорам пришлось куда труднее — они выбирали не лучшего из слабых, а лучшего из лучших. В итоге, главный приз достался Степану Бирюкову за историю "Подарки черного ворона" о том, как бедный крестьянин побеждает злого, жадного и завистливого князя благодаря своему веселому нраву, доброте и таланту.

Итак, в области анимации фестиваль оказался бесконфликтным и радостным. По поводу программы документального кино стало очевидно, что она нуждается в переменах, в ином принципе отбора. А игровой конкурс оказался территорией разочарований и открытий. Фильмы-темные лошадки приятно удивили, а картины, показа которых ждали, разочаровали или, возможно, просто остались непонятыми. Так в последний день спор разгорелся вокруг фильма Геннадия Островского "Пельмени". Одни назвали картину фантасмагорией, другие – неудавшейся комедией. Сам Островский лишь заметил, что не надо привязываться к жанру, так как него "Пельмени" вовсе не игра с формой, а парадоксальное отражение его личного мироощущения.

В финале смотра всех спорщиков примирил фильм закрытия "Дубровский" – произведение Пушкина, перенесенное на современную почву. Фильм, абсолютно понятный и созданный с большим уважением к литературной основе. В роли Дубровского — Данила Козловский, в роли Маши – Клавдия Коршунова, в роли Троекурова – Юрий Цурило. Но самое большое открытие картины – Игорь Гордин, сыгравший человека, за которого в финале Машу выдают замуж. Он одновременно до нелепости смешон и противен, его жаль, и он вызывает чувство омерзения. Перед авторами стояла непростая задача: они работали одновременно над полнометражной картиной и над 5-сериной телеверсией. Часто в таких случаях полный метр страдает от телевизионной эстетики, но режиссеру Александру Вартанову удалось этого избежать.