Юбилей Энвера Мамедова: патриарху телевидения – 90

Патриарх отечественного телевидения отмечает юбилей: Энверу Мамедову исполнилось 90. Почти четверть века он стоял у руля Гостелерадио. Благодаря его решениям, которые часто шли вразрез с властями, в эфир выходили самые популярные программы — "Кабачок 13 стульев", "Вокруг смеха", "Кинопанорама".

Патриарх отечественного телевидения отмечает юбилей: Энверу Мамедову исполнилось 90. Почти четверть века он стоял у руля Гостелерадио. Благодаря его решениям, которые часто шли вразрез с властями, в эфир выходили самые популярные программы — "Кабачок 13 стульев", "Вокруг смеха", "Кинопанорама". Это он отстоял для зрителей "Семнадцать мгновений весны" и "Иронию судьбы".

"Единственное условия, которое я поставил перед моими коллегами по телевидению: чтобы меня ни разу не показывали по телевидению, — рассказывает советник главного редактора РАМИ "РИА Новости", бывший первый заместитель председателя Гостелерадио Энвер Мамедов.

Эта профессиональная застенчивость у Энвера Мамедова осталась и по сей день. Как говорит сам журналист, он склонен хвалить других. Или, наоборот, порицать. Но в отношении себя предельно сдержан. Даже в юбилей Энвер Назимович как-то неохотно вспоминает былые годы. Хотя вспомнить, есть что.

Первый заместитель председателя Гостелерадио, именно он, больше 20 лет следил за тем, что появляется на экране. Без его согласия ни одна программа не могла выйти в эфир.

До программы "Время" новости шли врассыпную. Мамедов первым предложил составить, как сегодня принято говорить, сетку вещания. Чтобы в каждом часовом поясе СССР знали, когда ждать новостей. А сколько культовых передач обрело при нем своего зрителя.

"Клуб кинопутешественников", "В мире животных", программа "Здоровье", программа Капицы — все эти программы вызывали авторитет, потому что люди, которые смотрели их, что-то для себя из них узнавали", — рассуждает Энвер Мамедов.

Он сумел превратить телевидение в зрелище. Первым в мировой практике придумал транслировать спектакли — лучшие постановки легендарной "Таганки", Большого, МХАТа. При нем на голубых экранах появился большой спорт. Работать с ним, вспоминают бывшие подчиненные, было сложно, но интересно.

"У него, когда хорошее настроение было, он всегда говорил — "родной", — вспоминает генеральный директор Общественного телевидения Анатолий Лысенко. — У нас внутренняя кличка его была — Родной ("Родной сказал", "Родной указал", "Родной вызывает".

"Что? Где? Когда?" или КВН мы сдавали, он в это время говорил по телефону, что-то писал, отворачивался, и мы были в шоке — нам казалось, что он не проявляет внимание к нашему творчеству, — рассказывает президент Национальной ассоциации телепроизводителей Эдуард Сагалаев. — А потом выяснилось, что он говорил, на какой минуте надо поправить, где фактическая ошибка".

Он не боялся выговоров и взысканий. Не обращал внимания даже на выпады партийной верхушки. И эта сверхуверенность — на удивление — сходила ему с рук. Без жесткой позиции Мамедова мы бы вряд ли увидели рязановскую "Иронию судьбы" — ее он спас от обвинений в пропаганде алкоголя. Отстоял и "Семнадцать мгновений весны".

Умел Энвер Мамедов и отказывать. Знаменитая Софи Лорен так и не получила разрешения сняться в "Анне Карениной". "Я сказал, что мне русские женщины никогда не простят, если я возьму итальянскую женщину в качестве героини, — пояснил Энвер Мамедов. — Она это поняла, засмеялась, и мы расстались друзьями".

В свои 90 он по-прежнему полон сил и энергии. Работает советником в Российском информагентстве. На вопрос – "Когда ждать мемуаров?" – подумав, отвечает: "Если писать полуправду, как многие делают, то мне это неинтересно. А если правду – рано".