Северный морской путь: для атомных ледоколов выходных не предусмотрено

К 2021 году в России появятся три новых атомных ледокола. Для двух из них правительство утвердило программу финансирования. Суда необходимы для обслуживания Северного морского пути. Из тех ледоколов, что сейчас в строю, через 8 лет останется только один.

К 2021 году в России появятся три новых атомных ледокола. Для двух из них правительство утвердило программу финансирования. Суда необходимы для обслуживания Северного морского пути. Из тех ледоколов, что сейчас в строю, через 8 лет останется только один. Тем временем год от года этим маршрутом пользуются все больше торговых судов.

Через двухметровые льды — со скоростью 15 узлов. Движение атомных ледоколов и торговых караванов по Северному морскому пути не прекращается ни на день. Летняя навигация 2013 года в российской Арктике уже бьет рекорды прошлых лет. До конца года объем перевезенных грузов может достичь полутора миллионов тонн.

Для экипажей ледоколов выходных не бывает. Почти в каждом проводимом караване идут суда под флагами других государств. Главные маршруты – из Европы в Азию и обратно. Сегодня на Севморпути активно работают перевозчики из Японии, Кореи и Китая. Гарантом безопасного прохождения через льды для них является сопровождение российских ледоколов. "Стране нужен именно атомный ледокольный флот, — уверен капитан ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов. — По той простой причине, что очень большая часть нашей территории протянулась по берегу Северного ледовитого океана. Мы ее должны обеспечивать и в плане народного хозяйства, и в военном плане".

Преимущество Северного морского пути перед другими мировыми артериями – прежде всего, экономия времени. Две недели против месяца через тот же Суэцкий канал. Кроме газоконденсата, через Северный морской путь везут железную руду, авиатопливо и партии рыбы. Плюс стопроцентное выполнение так называемого "северного завоза". "Важно, чтобы и другие виды грузов появились, — говорит генеральный директор "Росатомфлота" Вячеслав Рукша. — Я надеюсь, что через Северный морской путь пройдет первый танкер с сырой нефтью".

Правительство приняло решение о строительстве двух новых ледоколов. Они увеличат грузовые показатели сразу в несколько раз. Кроме этого, уже сейчас идет речь о круглогодичной работе во льдах. "Перспективы — до 2025 года, — говорит заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. – Объемы – от 40 до 60 миллионов тонн, 15 из которых приходятся на Ямал, 10-15 – на шельф Новой Земли, 10 – на транзит".

Но доля транзита будет только расти. По оценкам некоторых специалистов, это связано и с версией о глобальном таянии льдов. Но при этом каждый заказ не обходится без пункта о необходимости сопровождения ледоколом. "Даже в летний период навигации в Арктике, когда погодные условия наиболее благоприятны, присутствие, помощь и совместная работа атомных ледоколов является совершенно необходимой, — уверен генеральный секретарь Международной морской организации Коджи Секимицу. – А также их советы проходящим судам относительно ледовой обстановки".

А российские транспортные компании уже начинают строить собственный флот, обеспечивая России мировое лидерство по количеству судов такого класса. Прибавится в ближайшие годы работы и у ледоколов: возрастет не только количество самих северных караванов, но и число судов в них. Надежды российских атомщиков связаны не только с транзитом, но и с ямальскими грузопотоками. Через несколько лет объемы перевозок могут возрасти в десятки раз.