Гибель "Новороссийска": сенсационные подробности

Ветеран подразделения боевых пловцов рассказал, что за взрывом советского линкора "Новороссийск" в октябре 1955 года стояли итальянские военные диверсанты. Он лично участвовал в минировании корабля.

Ветеран подразделения боевых пловцов рассказал, что за взрывом советского линкора "Новороссийск" в октябре 1955 года стояли итальянские военные диверсанты. Он лично участвовал в минировании корабля.

Одну из самых больших тайн XX века Уго Д'Эспозито хранил почти 60 лет. Бывший член диверсионной группы боевых пловцов признался в интервью, что взрыв советского линкора "Новороссийск" — дело рук итальянцев. "После войны он, естественно, не потерял контакты со своей группой. Я думаю, он точно знал, кто за этим стоял. В НАТО боялись, что "Новороссийск" будет вооружен как ядерный", — рассказал директор журнала 4arts Лука Рубистини.

Большую часть своей жизни линкор носил другое имя "Юлий Цезарь" и ходил под флагом итальянских ВМС. На воду его спустили в годы Первой мировой, а во Второй мировой линкор занимался, в основном, сопровождением конвоев. На Тегеранской конференции в конце 1943 года именно Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. СССР достался, в том числе, "Юлий Цезарь".

Несмотря на то, что линкору было уже 40 лет, на тот момент он считался самым мощным кораблем советского флота. В Италии утрату такого корабля сочли позором. Командир подводных диверсантов Валерио Боргезе поклялся "отомстить русским во что бы то ни стало".

Взрыв прогремел в 1 час 31 минуту. Бомба была установлена под корпусом корабля с правого борта, в образовавшуюся пробоину хлынула вода. Командование флота не смогло оперативно организовать эвакуация личного состава, и судно ушло под воду вместе с людьми. Спустя два дня из затопленных отсеков спасти удалось лишь девять человек. Общее число погибших составило 614 человек.

Согласно официальной версии, линкор подорвался на донной магнитной мине, оставленной немцами в бухте с 1944 года, но к моменту взрыва она пролежала на дне больше десяти лет, и взрыватель должен был выйти из строя. Не говоря уже о том, что в ходе следственных экспериментов комиссия несколько раз взрывала аналогичные мины. Так вот, взрыв, уничтоживший линкор, был в два раза сильнее. Все это, так или иначе, подтверждает итальянскую версию — якобы, диверсанты прибыли в Севастополь в трюме парохода, а в самой бухте перемещались на миниподлодке. Заминировав судно, итальянцы ушли в открытое море и произвели взрыв. Точную причину мы вряд ли узнаем: после подъема корабля в 1957 году линкор отправили на металлолом, дело было закрыто.