Гибель "Новороссийска": признание в подрыве линкора

Спустя более чем полвека вновь всплыли подробности гибели советского линкора "Новороссийск". Осенью 1955-го военный корабль затонул в бухте Севастополя после мощного взрыва. Теперь бывший военный пловец пенсионер из Италии заявляет, что его сослуживцы пустили советский корабль на дно.

Спустя более чем полвека вновь всплыли подробности гибели советского линкора "Новороссийск". Осенью 1955-го военный корабль затонул в бухте Севастополя после мощного взрыва. Среди причин тогда рассматривали и диверсию. Теперь бывший военный пловец пенсионер из Италии заявляет, что его сослуживцы пустили советский корабль на дно.

Почти 60 лет спустя он делает признание: "В 1955 году это итальянцы потопили советский корабль". Уго Д'Эспозито — сейчас пенсионер, но в 40-е — человек-торпеда, водолаз в составе диверсионной группы. Ею руководил знаменитый князь Боргезе.

Если эти слова – правда, то его интервью римскому изданию тянет на сенсацию: якобы точно итальянцы потопили линкор "Новороссийск", потому что Боргезе поклялся — ни один корабль из Италии не будет ходить под советским флагом.

Итальянский след в гибели "Новороссийска" всплывает не впервые. До раздела ВМФ Италии союзниками корабль назывался "Джулио Чезаре", он же — "Юлий Цезарь". Спущен на воду в 1913 году, участвовал в обеих мировых войнах, капитулировал в 1943-м. В 1949-м передан СССР в счет репараций. Линкор переименовали в "Новороссийск".

29 октября 1955 года, когда корабль стоит на рейде в одной из бухт Севастополя и личный состав уже спит, под днищем в носовой части раздается взрыв такой силы, что сразу погибают 250 моряков. Два часа линкор пытаются спасти, но из-за бездарного командования он уходит на дно. Всего гибнут 608 человек.

Виктор Салтыков – один из немногих оставшихся в живых очевидцев. На "Новороссийске" он служил зенитчиком. Как и все, проснулся в полпервого ночи от сильнейшего удара. Матросу удалось спастись. Когда в 1957-м останки линкора подняли, версия о внешнем подрыве стала приоритетной.

Официальная версия гибели – взрыв одной или целой банки фашистских донных мин. Полулегендарная версия — то была месть итальянцев. Правда, за что именно и кому это выгодно – большой вопрос.

В 1955-м у капитана Боргезе — другие заботы. Он уже объявлен нацистским преступником и скрывается в Испании. И ему точно не до мести, тем более русским. А снаряжать целую группу для подрыва старого корабля — дорогое удовольствие.

"Италия тогда — это нищета, оккупация, полуголодные люди, ВМФ в жалком состоянии. Им, конечно, было не до этого — какие голы престижа со старым кораблем?!" — уверен капитан первого ранга, писатель-маринист Владимир Шигин.

Слова итальянца де Эспозито – первое прямое признание. Но для того, чтобы эта версия стала официальной, потребуется целое расследование и документальные подтверждения — кем именно и где именно был бывший диверсант в октябре 1955 года.