Уникальная противолавинная галерея защитит трассу "Енисей" от схода лавин

На самом опасном участке федеральной трассы М54 "Енисей", на границе Красноярского края и Тувы, завершается строительство противолавинной галереи. Она защищает дорогу от частых в этих местах снежных лавин и селевых сходов. Уникальный объект самый протяженный в России – почти полтора километра.

На границе Тувы и Красноярского края завершается строительство противолавинной галереи. Другой такой, протяженностью почти полтора километра, в России нет. Она защищает трассу "Енисей" от снежных завалов и селевых потоков. Эта дорога — единственная связь Тувы с внешним миром. Поезда в регион не ходят, воздушного сообщения почти нет. Галерею строят вот уже 20 лет, и есть планы сделать ее еще длиннее.

Строительство противолавинной галереи вышло на заключительный этап. Уже идут отделочные работы. Менее чем через месяц объект сдадут в эксплуатацию. Его протяженность одна тысяча 340 метров. Галерею вводили в эксплуатацию поэтапно в течение почти 20 лет. Здесь до сих пор трудятся даже ветераны стройки.

"Сначала 280 метров было, потом нарастили еще сто, потом триста и пятьсот", — вспоминает Александр Шабашов, водитель подрядной организации.

Галерею наращивали по мере необходимости. Сначала проектировщики рассчитывали, что хватит и 280 метров, но климатические условия в этих местах преподносили все новые сюрпризы — снегопады год от года становились обильнее, все чаще случались сходы снежных лавин. Дорожным службам не закрытую “защитной полкой” часть дороги приходилось расчищать сутками.

"Пока техника проходила в одном направлении, снова наметало до 30 сантиметров снега. Плотность снега такая, что пластмассовой лопатой невозможно взять", — отметил Николай Строков, оперативный дежурный Центра подготовки спасателей МЧС России.

Трудностей добавляют и особенности рельефа местности. С одной стороны федеральной дороги — отвесная гора, с другой – обрывистый склон.

"С горы снег ветром собирает, снежные массы летят вниз. Бывали случаи, когда несколько автомобилей слетали вниз. Были случаи гибели людей", — вспоминает Борис Чеховской, начальник Центра спортивной подготовки спасателей МЧС России "Ергаки".

Трасса М54 — единственный путь, связывающий Туву с другими регионами. Железнодорожного сообщения здесь нет. Воздушный транспорт практически не развит.

"Дорога очень важна, потому что это — единственная артерия. Все грузоперевозки идут по этой трассе", — рассказал Сергей Тазьмин, начальник строительного участка.

Галерея может выдержать не только нагрузку сверху в виде схода снежных лавин или селевых потоков, но и способна выстоять даже при девятибалльном землетрясении.

Въезд в галерею строители решили оформить в готическом стиле в виде ворот замка. Это будет лишь завершение очередного этапа строительства. В дальнейшем галерею планируют продлить до полутора километров.