"Подкидыш из Феррары": итальянский дирижер узнал, что он потомок Верди

Музыкальный фестиваль в Москве открылся с "Бала-маскарада" Верди в постановке "Геликон-оперы". Дирижировал оркестром праправнук итальянского композитора – Симоне Фермани. Удивительно, но известный музыкант узнал о своем родстве с автором "Аиды" и "Риголетто" не так давно.

В столице стартовал фестиваль, посвященный двухсотлетию двух великих композиторов — Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. Музыкальный форум открылся с "Бала-маскарада" Верди в постановке "Геликон-оперы". Дирижировал оркестром праправнук итальянского композитора — Симоне Фермани. Удивительно, но известный музыкант узнал о своем родстве с автором "Аиды" и "Риголетто" не так давно.

Итальянский дирижер Симоне Фермани, который впервые приехал в Россию на открытие сезона в Геликон-опере — праправнук Джузеппе Верди. А узнал об этом всего 13 лет назад – когда сам уже стал всемирно известным. Драматичную историю своей семьи описал в книге "Подкидыш из Феррары".

Прабабушкой маэстро была Луиджа Фиандрини — внебрачная дочь Джузеппе Верди и певицы Джузеппины Стреппони. Опасаясь пересудов, родители решили отдать ребенка на воспитание. Впоследствии пара сочеталась браком, дочь признали, но гордая Луиджа предпочла к родителям не возвращаться. Жила она в бедности. Единственный подарок, который Луиджа приняла от Верди и его жены – фотопортрет.

"Джузеппина Стреппони каждый месяц приезжала к дочери, — рассказывает дирижер Симоне Фермани. — По семейной легенде – в карете, запряженной четверкой лошадей, в роскошном черном платье. Она уговаривала Луиджу вернуться в семью Верди. Но та неизменно отвечала: "Я не хочу бросать своих детей, как ты когда-то бросила меня".

Может, это гены, но Консерваторию Перуджи по классу композиции Симоне Фермани закончил всего за три года вместо положенных десяти. Он был награжден в Вене как лучший дирижер. А в британском Кембридже его имя включили в издание о самых влиятельных персонах в мире музыки. Фермани выступал во всех странах, от Тайланда до Канады. Но, увидев "Бал-маскарад" в постановке "Геликона", дирижер признал, что такой трактовки оперы своего знаменитого предка ему еще не встречалось.

Двор шведского короля XVIII века Густава худрук "Геликона" и неоднократный лауреат "Золотой маски" Дмитрий Бертман нарядил в костюмы, какие сейчас носят в госучреждениях. "Бал-маскарад" получился мрачным, зловещим и злободневным. На первом плане – борьба за власть. И лишь на втором – любовный треугольник: король в исполнении солиста Большого театра Максима Пастера – друг короля – жена друга. "Доблестная оппозиция напела моему соратнику в уши, что это все не так, — рассказывает Пастер. — И, как любой нормальный мужик, он идет и меня убивает".

Любовный мотив, конечно, — вымысел Верди. Но короля Швеции Густава Третьего действительно застрелили на балу в Королевской опере. "Чтобы убрать эту черную страницу истории страны, снесли весь оперный театр, — раскрывает детали истории Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра "Геликон-опера", народный артист России. – Но, несмотря на это, король Швеции никогда не посещает Королевскую оперу".

"Бал-маскарад" открывает в "Геликон-опере" фестиваль, посвященный 200-летним юбилеям сразу двух композиторов – Верди и Вагнера. Их музыка в театре будет звучать до конца октября. Дмитрий Бертман надеется, что труппа "Геликон-оперы" в последний раз вынуждена открывать сезон в арендованном здании на Новом Арбате. В начале 2014 года должны отреставрировать здание театра на Большой Никитской. И артисты после семи лет скитаний вернутся домой.